Церковный вестник


№ 22 (323) ноябрь 2005 / Выставки и конференции

Дискуссия о глобализации

Впервые на богословской конференции был опробован формат круглого стола по актуальным церковно-общественным проблемам. 17 ноября состоялась дискуссия с участием светских ученых и публицистов на тему «Эсхатология и глобализация».

Открыл дискуссию митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В своем выступлении он отметил, что в западных странах под глобализацией понимают исключительно интеграционные экономические процессы, тогда как в России принято ставить проблему более широко и рассматривать глобализацию с политической, культурной, правовой, информационной точек зрения. Митрополит Кирилл обратил внимание на то, что сближение народов само по себе не опасно, однако доминирование транснациональных корпораций над национальными государствами, унификация правовой системы и навязывание идеологических стандартов секуляризованного западного общества всем странам, входящим в мировое экономическое пространство, внедрение системы тотального контроля за личностью, — потенциально опасные явления.

Заместитель директора департамента Министерства регионального развития РФ Александр Журавский напомнил об амбивалентности современных мировых процессов: с одной стороны, — доминирование глобализационного проекта, с другой — реакция на него локальных — этнических, религиозных, субкультурных — сообществ. Профессор МГИМО Андрей Зубов считает, что секулярному глобализму можно противопоставить только интенсивную христианскую жизнь каждого верующего. Ведущий телепрограммы «Тем временем» (канал «Культура») Александр Архангельский отметил, что глобализация сопряжена с разрушением ценностных систем и растерянностью, которую испытывает дезориентированный человек в современном мире. Он также полагает, что Церкви необходимо сформулировать «ясные ответы на простые вопросы», и сделать это надо «в тех формах, к которым привыкли люди», используя СМИ.

В дискуссии также приняли участие протоиерей Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев, профессор Высшей школы экономики Федор Шелов-Коведяев и другие. Однако обсуждение свелось к обмену мнениями по политическим и идеологическим вопросам, и рассмотреть проблему глобализации с точки зрения христианской эсхатологии и в контексте тех тем, которые звучали во время работы конференции, участникам круглого стола не удалось.

Иностранным участникам и гостям конференции тема и уровень ведения дискуссии показались недостаточно высокими. Так, один из самых известных современных православных богословов профессор Христос Яннарас высказался о самом факте обсуждения на церковном мероприятии проблем глобалистики следующим образом: «У  нас в церковном Предании никогда не было взгляда на какой-то исторический феномен. Римо-католичество, которое сделало из христианства идеологию, принимает разные позиции относительно культурных и социальных феноменов. Сама глобализация — результат идеологизации христианства. На мой взгляд, самые успешные примеры глобализации в истории — появление Римо-католичества и коммунизма. А теперь пришла очередь глобализации либерального капитализма. Думаю, что самое сильное оружие против глобализации — кафоличность: проявление Церкви в каждом евхаристическом собрании».

Участники дискуссии так и не сошлись во мнении, насколько актуален для богословской конференции формат круглого стола с обсуждением реалий общественной жизни.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://