Церковный вестник


№ 13-14 (336) июль 2006 / Выставки и конференции

Монастыри России

С 28 июня по 1 июля в Сергиевом Посаде и Сарове проходила III научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», организованная благотворительным Фондом преподобного Серафима Саровского. Тема года: «Возрождение православных монастырей и будущее России».

В первый день работы конференции состоялось пленарное заседание в Московской духовной академии. С докладами выступили председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, ведущий научный сотрудник Математического института РАН им. В.А. Стеклова Сергей Хоружий, доктор исторических наук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой, заместитель генерального директора ОАО «Газпромрегионгаз» по работе с государственными органами власти Елена Катаева, главный научный сотрудник Института философии РАН Олег Генисаретский.

29 июня работа конференции продолжилась в Сарове, где архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского.

«Сегодня на Саровской земле большой праздник, — сказал после богослужения владыка Георгий. — Сегодня исполняется 300 лет со дня основания Саровской пустыни. Это место подвига и молитвы преподобного Серафима. Саровская пустынь прославлена многими подвижниками, и лучшим подарком к юбилею станет возрождение духовной жизни на Саровской земле».

Архиепископ Георгий пожелал участникам конференции помощи Божией в их трудах. Было также оглашено приветствие от имени директора РФЯЦ-ВНИИЭФ академика РАН Радия Илькаева.

На конференции работали три секции: «Богословие и аскетика монашества, подвижничества, старчества», «Православные монастыри в жизни Церкви и государства», «Православные монастыри и русское общество». Конференция завершила свою работу 1 июля в Дивеевском монастыре.

Говоря о значимости подобных научных форумов, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой отметил: «То, что мы сегодня знаем о православном монашестве, об исихазме и о русском монашестве — это лишь верхушка айсберга. На самом деле надо еще работать и работать. И вот для того, чтобы эта тенденция продолжалась, необходимы такие конференции».

Относительно темы своего доклада — «Православные монастыри Иерусалима и Афона и образ России в мире» — Николай Лисовой сказал, что влияние русских монастырей на жителей России особенно заметно при сравнении российских православных монастырей с греческими. По его словам, «это началось очень давно. Вспомним XVIII век, когда Максим Грек приезжает в Россию, начинает рассказывать об устройстве греческих монастырей на Афоне и оказывается в ситуации полемики с русскими монастырями, с русским монашеским устроением. Потом эта полемика перейдет в споры иосифлян и нестяжателей. Для русской модели монашества характерна именно иосифлянская традиция, монастырь, который ориентирован на работу с миром, на то, чтобы воцерковлять, возделывать землю и то, что на ней, и все это приводить к Богу». Эту особенность, как считает Н.Лисовой, еще необходимо донести до сознания современного человека.

Подготовила Ирина Шипилова

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://