Церковный вестник


№ 23(372) декабрь 2007 / Выставки и конференции

V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах»

— Отец Николай, расскажите о своих впечатлениях от богословской конференции.

— Конференция замечательно организована. Столько участников, и у каждого есть возможность представить доклад. Мне была очень интересна секция, посвященная Евхаристии, и я рад, что был приглашен профессор Роберт Тафт — самый великий знаток наших литургий.

Что касается темы конференции, сакраментологии, я считаю, что таинств бесконечное количество. Всякий раз, когда мы обращаемся к Богу, происходит таинство. Каждое наше «Господи, помилуй» — это таинство. Поэтому нельзя сказать, сколько их. Но каждое их них связано с самым главным таинством — Евхаристией. Крещение, миропомазание, Евхаристия воспринимаются как одно таинство. В нашем приходе в Париже, когда мы крестим ребенка или взрослого, мы служим крещальную литургию и новокрещенный сразу причащается.

— Насколько важны для практической церковной жизни те исследования, которые представлены на конференции?

— Всякое богословие есть жизнь во Христе, в нем нет ничего от математики. Конечно, нужно объяснять кое-что, но объяснять апофатически. Мы все время должны помнить о том, что мы делаем это для созерцания, а не просто для понимания, как в математике. Вот почему нам нужно продолжать работать, переводить, издавать, комментировать. Нам в Свято-Сергиевском институте представляется важным научить студентов мыслить богословски. Мой отец, который был довольно известным богословом, был и у меня профессором догматического богословия. И он всегда говорил нам, студентам: если вы мне на экзамене будете рассказывать то, что от меня слышали, вы провалились. Мне важно, чтобы вы научились мыслить богословски, то есть переварить, осмыслить то, что читается на лекциях. Богословие должно быть живым, а не наукообразным.

— Насколько русское богословское сообщество интегрировано в мировое богословское сообщество? Есть ли какая-то разница в подходах, в методах?

— Все зависит от конкретных людей, но в целом я бы сказал, что теперь эта разница преодолевается. Мы, к счастью, живем в глобальном мире, имеем возможность общаться. То, чего нельзя было 20 лет тому назад. Теперь время совсем другое. И у вас и у нас есть люди, которые по-настоящему живо относятся к богословию.

— О чем были дискуссии на секции, посвященной таинству покаяния, на которой вы присутствовали?

— Много говорили о связи исповеди с причастием. Во время исповеди человек мирится с Церковью. Она принимает его обратно. Но покаяние должно быть перманентным, мы всегда должны быть в состоянии покаяния. Все чаще — и  я знаю, что у вас это тоже распространенно, — мы причащаемся на каждой Литургии. Ясно, что мы не будем исповедоваться каждый раз. Ведь в этом случае теряется смысл исповеди как таинства. Нормальное отношение к исповеди, когда у каждого свой ритм. Я, например, исповедуюсь примерно раз в месяц. Не раз в год, но и не перед каждой Литургией.

— Как вы рекомендуете готовиться к причастию?

— Нужно всегда готовиться к причастию. Это дает жизнь всей неделе. Мы не имеем права быть христианами с 10 до 12 часов в воскресенье. Если вы преподаете, если вы доктор, если вы критик, всегда это должно быть освещено сознанием того, что вы — член Тела Христова, которое вы получаете фактически в виде причастия. Покаяние должно быть все время. Поститься перед причастием три дня было положено, когда люди должны были причащаться раз в год.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://