№ 19(272) октябрь 2003 / Выставки и конференции

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Возрождение Валаама

 

Международная конференция «Спасо-Преображенский Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура»

Участники конференции, организованной Валаамским ставропигиальным монастырем и проходившей на Валааме с 29 сентября по 1 октября, обсудили широкий круг проблем, связанных с историей Валаама и возрождением монашеских традиций.

Людмила Ильюнина

Пафос большинства выступлений можно обозначить так: «Не разделяться, а объединяться, не подчеркивать различия в наших убеждениях, а искать то общее, что сохраняет нас как народ». Тон конференции был задан приветственным словом Святейшего Патриарха Алексия, которое зачитал наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердин): главное в деле возрождения духовной основы жизни России — это соединение усилий — и усилий государственной власти, и усилий Церкви, и усилий ученых, людей искусства и журналистов.

В докладе самого наместника подчеркивалось, что возрождение обители напрямую зависит от отношений Церкви с государственной властью — как федеральной, так и Республики Карелия. Архимандрит Панкратий рассказал о возрождении на Валааме уставного богослужения и об установившихся в последнее десятилетие братских связях обители со Святой Горой Афон. Из выступления игумена многие впервые узнали о том, что недавнее пребывание святых мощей апостола Андрея Первозванного в России, Белоруссии и на Украине было организовано членами Попечительского совета Валаама.

Консультант главы Администрации Республики Карелия Борис Детчуев начал свое выступление с напоминания о важнейшей вехе в процессе изменения отношений между Церковью и государством — праздновании 1000-летия крещения Руси. Оказывается, уже тогда был поставлен вопрос о передаче части построек на Валаамском архипелаге Русской Православной Церкви. Но всего через несколько лет Церкви был передан не только Воскресенский скит, как это первоначально планировалось, а все «культовые постройки», причем не в бессрочное пользование, как во всех наших монастырях и храмах, а на правах собственника.

Борис Детчуев напомнил также о тех перипетиях (спорах с музейщиками, Госкомитетом по туризму и тогдашними руководителями Карельской Республики), которые предшествовали появлению в 1990 году первых иноков на Валааме. Особое значение для обители имела постоянная помощь Святейшего Патриарха Алексия и его общение с Президентом России В.В. Путиным и главой Республики Карелия С.Л. Катанандовым. В настоящее время решается вопрос о придании Валаамскому архипелагу статуса «Национального парка».

Общенациональное значение Валаамской обители подчеркивалось во всех докладах исторической секции. Докладчики из Москвы, Петербурга, Новгорода, Киева, Ульяновска, Карелии, Финляндии и США говорили об историческом, архитектурном, живописном и иконописном, литературном и музыкальном достоянии обители, о влиянии этих духовных и культурных сокровищ на развитие русской культуры в целом.

Особо следует отметить доклад доктора филологических наук профессора С.Н. Азбелева «К вопросу о дате основания монастыря на Валааме». Дело в том, что в последнее время появилась группа исследователей, которая настаивает на пересмотре традиционной истории Валаамского монастыря и, в частности, отвергает древность его основания. Докладчик критически разобрал все доказательства, приводимые «основоположницей новой теории» Л.Охотиной. Имеет смысл подробнее познакомить читателя с этой полемикой.

Первое: Л.Охотина в своих построениях пользовалась всего лишь одним списком Новгородской летописи, тогда как сохранилось 70 ее рукописных редакций. Особое значение имеет так называемый Уваровский список, который объясняет разночтения в имени епископа Новгородского, при котором в Святую Софию были принесены мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских. Традиционно считалось, что это был архиепископ Иоанн, управлявший Новгородской кафедрой в первой половине XII века. Охотина же обнаружила в списке Новгородской летописи имя Илия и на этом построила свою теорию, так как известно, что архиепископ Илия управлял Новгородской кафедрой не в XII веке, а гораздо позднее. Однако Уваровская летопись объясняет разночтение в именах: в том списке, на который ссылается Л.Охотина, названо священническое имя новгородского архиепископа Иоанна, который был избран на святительскую кафедру из белого духовенства, а до пострига носил имя Илия. Автор списка, цитируемого Охотиной, видимо, лично знал Илию как священника еще до его избрания. Это обстоятельство подтверждает и не упоминаемый Охотиной «Летописец Новгородских владык».

Второе «доказательство», якобы подтверждающее позднее происхождение Валаамской обители, опирается на так называемую вторую редакцию жития Авраамия Ростовского. Общепринятым считается, что свт. Авраамий был архиепископом в Ростове в XII веке, а постриг принял на Валааме, где в то время уже существовала древняя обитель. В редакции жития, приводимой Л.Охотиной, время жизни свт. Авраамия сдвинуто на два века вперед. Профессор Азбелев справедливо указал, что по мнению такого авторитетного историка, как В.Голубинский, эта редакция, которую Л.Охотина считает более достоверной, на самом деле является более поздней, первичной же является та редакция, в которой подвиг св. Авраамия приходится на XII столетие.

Третье доказательство связано с рукописью, которая имеет название «Сказание о Валаамском монастыре». Характерно, что эта рукопись «всплыла» только сейчас и древние летописцы ее не упоминали. В «Сказании» говорится, что основателем монастыря был прп. Ефрем Перекомский, подвизавшийся в XIV веке. Профессор Азбелев считает, что прп. Ефрем мог быть возобновителем монашеской жизни на Валааме после разорения. Рукопись эта явно носит местный, а не общерусский характер, и для ее составителя, вероятно, было важно подчеркнуть значение прп. Ефрема, тем более, что рукописные свидетельства о древней истории Валаамского монастыря были уничтожены во время разорения обители.

Важнейшее подтверждение традиционной даты основания Валаамской обители прозвучало в докладах секции «Исторический и культурный ландшафт Валаамской островной группы», где выступали представители естественных наук. Доклад финского исследователя Матти Саарнисто был посвящен истории землепользования на Валааме. Финская геологическая экспедиция в 1996 году исследовала грунтовые пробы из внутренних озер Валаамского архипелага на наличие в них «продуктов землепользования»: пыльцы злаковых культур, а также следов выжигания леса, на месте которого распахивались поля. Было обнаружено два слоя, в которых не сохранилось никаких следов земледельческой деятельности — это XVII век и время после Второй мировой войны, то есть времена разорения, когда на Валааме не было жителей. Первые следы землепользования появляются в слоях VIIXI веков. Поля, засеянные злаковыми культурами, относятся к середине XI века. В XIII веке на Валааме были уже обширные поля, причем располагались они в разных местах острова, тогда как поля XI века концентрируются в районе монастырской бухты.

Известно, что местные жители — карелы, вепсы — были охотниками и рыболовами, активным земледелием они до XV века не занимались. Поэтому следы землеобработки на Валааме могут свидетельствовать о том, что ее принесли на остров выходцы из тех земель, где жили землепашцы. Ими вполне могли быть прпп. Сергий и Герман Валаамские.

Никто не будет спорить с тем, что, когда бы ни возникла монашеская жизнь на Валааме, он играл и играет огромную роль в деле «духовного ратоборствования» за Русь. Все, кто подвизался на Святом Острове, осеняют своим молитвенным предстательством и нынешних насельников, и тех, кто приезжает сюда на время потрудиться или просто как паломник. Такое чувство пережили и все участники конференции. Они благодарили организаторов за прекрасную организацию труда и быта гостей и за возможность побывать на монастырских службах. В дар монастырю были принесены ценные подарки, в том числе уникальная карта острова 1903 года, на которой обозначены даже тропинки в лесу, а также часовни и хозяйственные постройки, о существовании которых братия узнала впервые.

  Участники конференции выразили надежду, что отныне такие встречи будут регулярными. Материалы Второй международной научной  Валаамской конференции будут изданы отдельным сборником (в него войдут и те доклады, которые были специально подготовлены для конференции, но за недостатком времени на ней не прозвучали).

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 4(377) февраль 2008



№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(272) октябрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика