Церковный вестник


№ 8 (285) апрель 2004 / Выставки и конференции

Книга Иова в Московской Консерватории

В рамках Московского пасхального фестиваля 14 апреля, в среду Пасхальной Седмицы, в Большом зале Московской Консерватории состоялся концерт под названием «Книга Иова. Библейские картины для голоса, хора и органа».

На концерте звучала музыка из произведений Арво Пярта, Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова исполнял церковные песнопения западной традиции, а актриса Алла Демидова читала отрывки из ветхозаветного повествования о страданиях праведного Иова.

Сценическое чтение библейских текстов всегда непросто воспринимается в рамках церковной традиции, поскольку в православии при чтении Библии не принято делать акцент на эмоциях. Живой пример тому — недавние дискуссии вокруг фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы».

Организаторы концерта нашли интересное решение, соединив исполнение сложной современной музыки с церковными песнопениями и актерской декламацией отрывков из Книги Иова. Наш корреспондент беседует с дирижером Алексеем Пузаковым.

— Не могли бы вы рассказать о вашей концертной деятельности.  

— Последние годы мы пытаемся искать формы концертных программ, объединенных размышлением над общей темой из опыта духовной жизни. Такие концерты у нас бывают перед Рождеством и на Пасху. В прошлом году на Пасху мы устроили концерт «Страсти по Матфею». Избранная нами форма — сочетание чтения текста и исполнения музыки — известна давно, но для современной концертной практики это новаторский шаг.

— Чем вас привлекло творчество Арво Пярта?

— Арво Пярт — современный композитор, известный больше на Западе, чем в России. По вероисповеданию он православный, и занимается в основном духовной музыкой. Я услышал его не так давно, и меня поразило сочетание современного музыкального письма и глубины постижения мира духовного, что трудно встретить у современных авторов. Его стиль относят к современному музыкальному минимализму, но ведь давно известно, что простота выражения достигается большими трудами. И при подготовке концерта мы сталкивались с определенными трудностями исполнения, поскольку авторское слышание хора основано на западной хоровой традиции, не развитой у нас. Сложно было и исполнение аккордов, поскольку гармония Арво Пярта иногда строится на диссонансах.

— Почему вы обратились именно к Книге Иова?

— Поскольку мы готовили концерт к Пасхальному фестивалю, хотелось выдержать общую концепцию. Страстная и Пасхальная недели неразрывно связаны: не может быть Пасхи без Креста, и не может быть бессмысленных страданий Бога. Поэтому в Страстной Неделе мы предвидим Воскресение, но и во время Пасхальной недели мы поем «распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Это время — центр и литургической, и духовной жизни, и всего христианского годового цикла. Образ же Иова считается пророчеством о Христе. Невинные страдания ветхозаветного праведника, который был непорочен, справедлив, богобоязнен и удалялся от зла, по трактовке церковного предания являются прообразом страданий Иисуса Христа. А возвращение сторицей всех благодеяний Божиих к Иову — прообразом Воскресения. Неслучайно Книгу Иова читают в дни Страстной Седмицы.

В этой книге поднимается очень много вопросов, которые волнуют каждого: за что страдает человек, в чем смысл того, что происходит с нами? И ответ, который дает Книга Иова, заключается в том, что все происходящее в мироздании не бессмысленно, но премудро устроено Богом.

  Светлана Небытова  

   



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://