Церковный вестник


№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Образование

Московской Духовной Академии — 320 лет

На вопросы «Церковного вестника» отвечает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии, профессор архиепископ Верейский Евгений

 

Открытая в Москве в 1685 году по благословению Патриарха Всероссийского Иоакима, Славяно-греко-латинская академия стала первым высшим учебным заведением России. В 1755 году ее выпускники основали Московский университет, а сама академия, будучи переименована в 1814 году в Московскую духовную, переезжает в Троице-Сергиеву лавру. Сегодня Московская духовная академия — одна из наиболее авторитетных духовных школ России.

 

— Ваше Высокопреосвященство! В этом году Московская духовная академия празднует 320-летие. Чем знаменательна эта дата для академии?

— Сама по себе эта дата не имеет такого значения, как, например, «круглый» 300-летний юбилей академии. Но она знаменательна для нас тем, что именно сейчас совершаются исторически важные для академии перемены: сегодня мы переходим ко второму этапу реформы духовного образования, а именно к качественному изменению академической системы образования.

Такого рода судьбоносные этапы академия в своей многовековой истории уже переживала.

Первым таким моментом можно считать перевод академии в 1814 году из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, с которого начинается новый период ее истории, ознаменованный впоследствии духовным и научным расцветом. В 1814 году начинается процесс реформы духовного образования, принятие новых уставов православных духовных академий, которые ставили перед собой задачу предложить учащимся единый, целостный курс, где все направлялось бы к богословскому знанию и духовному возрастанию. Благодаря реформам духовного образования русская богословская наука постоянно совершенствовалась, мобилизуя тем самым все богословские силы на стоящие перед Церковью актуальные задачи.

Революционные события 1917 года явились катастрофой для Московской духовной академии и в целом для богословского образования в России. Система богословского образования была разрушена, были закрыты и уничтожены духовные школы, наши знаменитые профессора — ученые с мировым именем — были расстреляны или изгнаны из страны. Только в 1944 году стало возможно возобновление деятельности академии. На этом этапе происходит соединение традиции старой, дореволюционной, и новой школы, поскольку с 1944 года преподавателями Московской духовной академии стали преподаватели и выпускники прежних, дореволюционных, духовных академий. Они передали новому поколению студентов любовь к православной богословской науке.

С конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия начинается новый период жизни Московской духовной академии, ознаменованный подготовкой и началом реформы системы духовного образования, направленной на развитие церковной науки и совершенствование богословского образования и на признание их государством. Сегодня мы уже видим первые плоды реформы: повысился уровень научной работы и образования в Духовной академии и семинарии.

И, наконец, последним важным событием для Московской духовной академии является принятие Ученым советом в 2004 году нового Устава и его утверждение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

— Академия, будучи высшим учебным заведением и по преимуществу школой научной, вместе с тем является и духовной школой, готовящей пастырей и служителей Церкви. Не повлияли ли многочисленные реформы на ее духовный облик? Чем современная академия похожа на дореволюционную, преемницей которой, как вы сказали, она является?

— Напомню, что Московская духовная академия — первое высшее учебное заведение России. Она была основана в 1685 году по благословению Святейшего Патриарха Иоакима учеными греками, выходцами из Константинополя — братьями Софронием и Иоанникием Лихудами, и первоначально именовалась Славяно-греко-латинской академией. Создатели школы не мыслили процесс обучения в отрыве от Священного Писания и творений святых отцов. Несмотря на известное схоластическое влияние, они были продолжателями византийской, то есть по существу святоотеческой богословской традиции. Таким образом, одним из основополагающих принципов новой школы стало стремление к христианскому универсализму, который обеспечивает неразрывное единство православной традиции.

Для нашей Академии именно как для духовной школы очень важно, чтобы духовное воспитание студентов и духовная жизнь наставников и преподавателей всегда были и оставались важнейшей составляющей ее внутреннего уклада. Нам всем известно, что теоретического богословия не может быть без опытного богословия. Подлинная богословская наука всегда остается церковной и развивается только в согласии с церковным учением и живым опытом богообщения.

Проводимая сегодня реформа именно такой подход в развитии богословской науки и образования считает единственно допустимым. Академия с высоты своего более чем трехсотлетнего опыта может свидетельствовать, что только синтез духовной жизни и богословского знания может обеспечить устойчивое развитие богословия.

Символом этого синтеза, его воплощением является для нас святитель Московский Филарет (Дроздов). В течение своей жизни он уделял огромное внимание Московской духовной академии, где под его непосредственным влиянием сложилась прекрасная научно-богословская школа.

Профессора и преподаватели академии всегда жили в сознании единства идеала христианской жизни, который поистине является единым для монахов и мирян, для богословов и для тех, кто не постигал премудростей науки. Это, на мой взгляд, одна из самых ценных традиций нашей Духовной школы.

— Владыка, в этом году также исполняется 10 лет вашего служения на посту ректора Московской духовной академии и семинарии. Какие существенные изменения произошли в образовательном процессе за этот период?

— Я глубоко признателен и благодарен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и членам Священного Синода за то доверие, которое было мне оказано десять лет назад. Все эти годы я имел счастливую возможность трудиться в меру сил на благо alma mater. Главным делом моей жизни в это десятилетие стала практическая реализация замысла Святейшего Патриарха о повышении уровня образования и научной деятельности в академиях и семинариях посредством реформы духовного образования.

В 1995 году Священный Синод и Святейший Патриарх поручили Учебному комитету и Московской духовной академии начать процесс по выработке новой концепции духовного образования Русской Православной Церкви, которая, по замыслу священноначалия, должна была включить в себя лучшее, что было присуще дореволюционному и существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования. Таким образом, было положено начало реформе системы богословского образования Русской Православной Церкви.

Реформа была необходима, поскольку в советское время духовные учебные заведения были ограничены во всех сторонах своей жизни: жесточайшая цензура не давала возможности плодотворного развития церковного образования и науки, богословская и учебная литература не издавалась, из учебных программ академии и семинарии были исключены светские гуманитарные дисциплины. Научные исследования велись в стенах духовных академий с большим трудом. Духовные школы пребывали в изоляции от национальной образовательной системы, также не было научных связей с зарубежными богословскими и церковно-научными учреждениями.

Уже в 1996 году, в рамках образовательной реформы, Московская духовная академия, Семинария, Регентская и Иконописные школы получили образовательные лицензии Министерства образования, так что в 1997 году мы смогли перейти к началу реорганизации Московских духовных школ.

В 1997 году Священным Синодом были утверждены разработанные Учебным комитетом проекты типовых уставов академии и семинарии, а также новый типовой учебный план духовной семинарии. По благословению Святейшего Патриарха, в 1998/99 учебном году Московская духовная семинария начала обучение по новой, пятилетней, программе. Благодаря реформе в учебный план семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений, — к примеру, педагогика, литература, правоведение, философия, риторика, стилистика. При этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в учебный план семинарии были включены такие предметы как миссиология, история Поместных Церквей, церковное искусство, апологетика, пастырское богословие и византология.

Вообще, вопросу реформы семинарского образования руководство Учебного комитета и Академии уделяет особое внимание. Именно в семинарии начинается формирование и становление будущих деятелей академической науки. Без хорошо поставленного образования в семинарии академия будет не в состоянии выполнять возложенную на нее задачу развития церковной науки.

Естественным продолжением реформы семинарского образования был переход Московской духовной академии на трехлетний срок обучения. Сегодня уже можно сказать, что академия, по сути, является научно-педагогическим центром, готовящим церковных ученых, преподавателей духовных школ, сотрудников церковных учреждений. Обучение в академии стало специализированным, трехлетним, и осуществляется по четырем отделениям; богословскому, библейскому, историческому и церковно-практическому. Значительное время сегодня выделяется специализированным и авторским курсам, отражающим лучшие достижения церковной науки и актуальную проблематику церковной жизни.

— Как процесс реформирования духовного образования повлиял на развитие науки в Московской духовной академии?

— Как я уже отметил, Академии принадлежит весьма значительная роль в осуществлении реформы, поскольку она всегда была и является центром церковной науки, флагманом духовного образования и кузницей церковных кадров.

В настоящее время в Академии организована деятельность пяти кафедр: богословской, библейской, церковно-исторической, церковно-практической и филологической, — которые уже действуют как центры научно-учебной работы. Согласно новому Уставу, им принадлежат широкие полномочия и ответственность по осуществлению учебно-научной работы по соответствующим направлениям.

Мы существенно усилили научно-координационную работу на всех уровнях деятельности Академии, наладили и перевели на принципиально новый уровень внешние контакты с зарубежными церковными и светскими научными центрами, так что в настоящее время наиболее одаренные студенты и преподаватели Академии регулярно проходят специализацию в крупнейших зарубежных вузах. У нас подписаны договоры с богословскими факультетами Софийского, Афинского и Фессалоникийского университетов. С 2003 года Московская духовная академия, благодаря развитию отношений Русской Православной Церкви со странами азиатского и тихоокеанского региона, стала принимать на обучение студентов из Китая, Кореи, Индонезии и проводить студенческий обмен.

Также, благодаря принятому Уставу, в Академии усилено значение Ученого совета как научно-коллегиального органа, позволяющего гармонично сочетать традиции Духовной школы с необходимым динамизмом учебно-научных новаций.

Однако, развивая церковную науку, мы не забываем и о наших традициях, ставя перед собой задачу совершенствования духовно-воспитательной работы для обеспечения подготовки церковных специалистов, не только знающих свой предмет, но и способных, невзирая на трудности, преданно осуществлять церковное служение, прошедших школу подлинной духовности, внутренне дисциплинированных и ответственных.

— Имеются ли противоречия в церковном сообществе по вопросу проводимой реформы духовного образования?

— У любой реформы всегда есть противники. Реформа духовного образования не исключение.

Думается, что основной причиной оппонирования реформе является незнание сути проводимых преобразований. К примеру, Учебный комитет критикуют за то, что вследствие реформы в семинарии якобы сократился блок богословских дисциплин, что в курс обучения введены «нетрадиционные» гуманитарные предметы, что реформа может изменить саму суть духовного образования. Но это заблуждение. Специалисты Учебного комитета и Московской духовной академии подготовили аналитические документы, доказывающие неправомочность указанной критики. В этих материалах наглядно показано преемство новой семинарией лучших образовательных традиций дохрущевской и дореволюционной духовной школы. Очевиден и тот факт, что количество часов по богословским предметам выросло, а объем изучения древних языков, введение которых в учебный план семинарии также вызывает острую критику сегодня, по сравнению с дореволюционной семинарией ничтожно мал и даже не дотягивает до уровня изучения языков в дореволюционном духовном училище.

Как правило, проблема непонимания задач и целей реформы решается в ходе бесед и публичных обсуждений. Именно поэтому мы проводим регулярные встречи с представителями духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и церковной общественности, на которых стараемся обсуждать основные шаги проводимой нами реформы. К числу таких мероприятий относятся регулярные заседания Коллегии Учебного комитета, научно-практические конференции, научно-методические семинары, работа тематических секций на ежегодных Рождественских чтениях.

В деле практического осуществления реформы для нас очень важна поддержка Святейшего Патриарха, который всегда находит время для обстоятельного разговора о процессе преобразования в духовных школах. Мы стараемся испрашивать совет и благословение Его Святейшества на все наши начинания.

— Владыка, возвращаясь к теме празднования 320-летия Московской духовной академии, не могли бы вы рассказать о программе торжественных мероприятий?

— Ввиду высокой церковно-общественной значимости 320-летия Московской духовной академии, Святейший Патриарх Алексий присвоил программе празднования юбилея статус Патриаршей.

Программа максимально нацелена на привлечение внимания российской общественности и светских научных кругов к тому вкладу, который внесла Русская Православная Церковь в дело создания в России высшей школы. При этом главный акцент будет поставлен на теме рассмотрения различных сторон деятельности Академии на протяжении всего периода ее существования.

В рамках программы предполагается провести ряд научных конференций и семинаров, а также осуществить издания, посвященные истории Московской духовной академии. Данные мероприятия уже начали проводиться. Так, 6—7 декабря 2004 года в Московской духовной академии и Московском государственном университете была проведена совместная научная конференция на тему «Московский государственный университет и Московская духовная академия: 250 лет совместного служения России».

Также одной из задач празднования является привлечение внимания государственных структур и общественности к вопиющей несправедливости по отношению к Московской духовной академии. Являясь старейшим высшим учебным заведением России, Московская духовная академия до сих пор не получила государственного признания как высшее учебное заведение. Решение данного вопроса в юбилейный год могло бы стать актом своего рода реабилитации богословской науки как таковой и многих сотен талантливейших ученых-богословов, уничтоженных или изгнанных из страны после 1917 года.

— Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим вас за интервью. Желаем Московской духовной академии воистину быть хранительницей лучших традиций богословского образования, стоять в авангарде отечественной церковной науки и быть носительницей живого Предания Церкви.

    Благодарю вас за теплые слова. Московская духовная академия всегда была и остается верной своим традициям. В них мы видим залог успешного развития Академии, они укрепляют нас на пути решения тех сложных вопросов, которые ставит перед нами жизнь.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://