№ 5(306) февраль 2005 / Образование

Следующая статья...»

Церковь и школа: сотрудничество вместо борьбы

В церковной прессе развернулась бурная дискуссия о начавшейся реформе образования, звучат серьезные опасения за будущее православных учебных заведений. В нашей газете свое мнение по этому поводу высказывали священники, директора и педагоги православных лицеев, преподавали МДАиС, юристы. Разговор в основном касался дискриминационной позиции реформаторов в отношении негосударственного сектора образования, с недавнего времени лишенного финансирования из бюджетных средств. 

В редакцию обратился настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, священник Александр Любимов (г. Дубна Московской области), пожелавший высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Наш корреспондент встретился с отцом Александром.

— Отец Александр, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сейчас в православном секторе образования? 

— Я могу рассуждать лишь как простой приходской священник. Вероятно, мои мысли кому-то покажутся спорными. Но дискуссия не бывает плодотворной, если в ней отражается только одна точка зрения. Обсуждение же реформы образования в церковной прессе, на мой взгляд, имеет однобокий характер. Весь упор делается лишь на сохранение православных гимназий. Однако православные гимназии, являясь незначительным сегментом в общей образовательной системе, в принципе вопрос образования и воспитания решить не могут. Большинство наших детей учатся в обычных школах, поэтому утверждение, что государство губит будущее страны тем, что оно прекратило финансирование негосударственных учебных заведений, выглядит явно преувеличенным. При этом и в самой Церкви, среди тех, кто так или иначе связан с проблемами школы, до сих пор нет единого понимания того, какое место должны занять православные школы в общей системе образования. Пока эти школы зачастую движимы желанием оградить ребенка от внешнего мира и создать для него некую особую православную — как они это понимают — среду.

Такая позиция вызывает много вопросов. Действительно ли на этом пути мы можем воспитать у ребенка правильное христианское отношение к другим людям, да и вообще — подготовить его к самостоятельной жизни, что и является, собственно, задачей школы? Не может ли так случиться, что искусственно созданный барьер, враждебное отношение или страх перед внешним миром сослужат плохую службу для молодого человека, вступающего в жизнь? Конечно, нельзя совсем отрицать возможность существования общеобразовательных учебных заведений при храме. В каких-то случаях особые формы обучения и воспитания могут быть плодотворны. Но, очевидно, что должна существовать общецерковная концепция школьного образования, в которой описывалось бы место таких школ в общей образовательной системе. И уж ни в коем случае нельзя противопоставлять церковные школы государственной образовательной системе.

— Чем нынешняя молодежь, на ваш взгляд, отличается от предшествующих поколений?

— В 1990-е годы мы пережили много тяжелых и разрушительных явлений в жизни страны. Сегодня ситуация меняется, хотя и с большим трудом. Но после всего того, что мы пережили в XX веке, трудно было бы ожидать чего-то другого. Тем не менее, опросы школьников из обычных общеобразовательных школ России в течение нескольких последних лет дают удивительную картину. Большинство детей в качестве приоритетных ценностей называют веру в Бога. Во всех возрастных группах Бог ставится детьми на одно из первых мест вместе с ценностями семьи, верности, любви. Даже непонятно, откуда появляется и кем формируется такое отношение к этим духовным и нравственным ценностям у детей из светских школ, принадлежащих к разным социальным слоям населения.

Я убежден, что в наших детях очень много хорошего, и даже, очень может быть, они гораздо ближе к Богу, чем мы сами. Скорее, это именно наша вина и проблема, что мы не можем помочь им реализовать то хорошее, что они имеют в своем сердце. Что-то мешает им общению с нами, представителями Церкви. Дети внутреннее настроены на то, что их в храме могут лишь осуждать: ты не так одет, не то делаешь, и налагать запреты. Да и православные гимназии, к сожалению, очень часто противопоставляют себя этим школьникам. Такая позиция не может способствовать нормальным взаимоотношениям Церкви и школы.

— Как же приблизить Церковь к обычной школе?

— Если бы я знал этот волшебный рецепт, то непременно поделился бы им. Но ясно, что дело не только во внешних формах. Истинная вера — от Бога, и чтобы стяжать ее, мало просто жить внешне приличной жизнью и ставить правильные духовные и нравственные ценности на первые места в анкетах. Как правило, человеку необходим некоторый жизненный опыт, нечто такое, что заставило бы душу потрудиться, может быть, даже помучиться (и соответственно, помучить родителей и педагогов), прежде чем душа обретет настоящий путь к вере. Поэтому нам необходимо проявить все возможное смирение и терпение, чтобы постараться понимать проблемы современных детей и хотя бы не помешать им приходить ко Христу, не отталкивать их своим ханжеством.

Я думаю, что не надо искать каких-то быстрых и революционных методов. Нужны труд и время.

Сегодня много спорят о преподавании предмета «Основы православной культуры». Я думаю, что во многом настороженное отношение к нему в школах возникает из понимания (или, может быть, интуитивного опасения профессиональных педагогов), что предмет этот может резко противоречить тому, что преподается на других уроках, и тому, что требуется на выпускных и вступительных экзаменах. Если же говорить о православной культуре не как об отдельном предмете, а по существу, то она должна бы выражаться во всех сторонах школьной жизни — и в содержании предметов, и в учебниках, и в методиках преподавания, и в учебных программах (а значит, и в подготовке самих учителей), и во взаимоотношениях между учениками и учителями, и в отношении к учебе, организации отдыха и прочем. Воспитание навыка честного труда, взаимопомощи, правильного отношения к преподавателям и т.д. — это тоже воспитание православной культуры.

Понятно, что изменения в школе могут происходить только в гармонии с изменениями во всех сферах нашей жизни, и достичь результатов можно только общим терпеливым трудом. Школа не должна подменять собой Церковь, но она может находиться в гармонии с ней.

Я думаю, что сегодня нам очень мог бы помочь духовный опыт наших российских новомучеников. В ужасных условиях революции, гражданской войны, гонений на Церковь, когда, казалось, разрушались все основания жизни, они остались простыми верующими людьми и на своем месте творили заповеди Божии. Они не боролись с «антинародным правительством». Святой Патриарх Тихон, как известно, не благословил белое движение, засвидетельствовав этим надмирную, Божественную природу Церкви, которая стоит вне политической борьбы и не борется за власть. Но это не значит, что Церковь стоит вне общества или противопоставляет себя ему. Наоборот, она всегда живет в обществе и стремится воцерковить все стороны его жизни.

Было бы совершенно чуждо православной традиции вместо того, чтобы воцерковлять школу, пытаться создавать альтернативные структуры, которые ей противостоят. В этой роли православные гимназии сотрудничеству школы и Церкви совсем не способствуют.

— Отец Александр, как вы относитесь к происходящему сегодня разделению единой национальной системы образования на элитное — платное — и массовое?

— О перспективах реформирования образования мне говорить сложно. Это, наверное, лучше делать специалистам. Я могу лишь сказать, что к реформам, по-видимому, надо относиться с большим терпением. Проводимые в области образования реформы сейчас обсуждаются, и что-то, по-видимому, может быть в них исправлено. Однако часто смысл реформы бывает совершенно извращен в процессе претворения ее в жизнь, и в результате все получается «как всегда».

Я могу привести пример одной из «реформ» в нашем храме. Лет десять назад, когда у нас еще не было сформировавшихся традиций прихода, мы решили отказаться от цен на поминальные записки и другие требы. Но оказалось, что осуществить это совсем не просто. Однажды, когда уже начиналась служба, мне сказали, что на лавке опять откуда-то появились эти ценники. Я попросил одну из женщин пойти туда и твердо сказать, чтобы цен на требы не назначали. Потом мне рассказали, как это выглядело в жизни. Посланная мною женщина подошла к так называемому «ящику» и объявила: «Чтобы цен на записки и требы больше не было! Сколько пожертвуют, столько и пожертвуют». «Понятно», — ответила та, что стояла «на ящике». Потом она повернулась к очереди и строго так говорит: «Все слышали, что батюшка сказал? Сколько пожертвовали — столько и пожертвовали! Сдачи больше не даем».

Примерно так у нас, по-видимому, и проходят реформы. Женщина, которая стояла «на ящике», рассказывала впоследствии, как трудно ей было принять эти бесплатные требы. В первое время она просто не могла смотреть, как человек подает кучу записок, да еще набирает бесплатных свечей — и не «жертвует» почти ничего. Понадобилось немало времени и, без преувеличения, мучительный внутренний труд, прежде чем она смирилась и поняла, что это правильно.

Этот случай я рассказал для того, чтобы показать, насколько трудно бывает нам понять и принять что-то новое. Но если женщина, о которой я рассказал, была человеком воцерковленным — у нее была молитва, исповедь, совет духовника, — то в миру люди, к сожалению, чаще не склонны что-то переосмысливать и тем более изменять в себе. Поэтому очень легко бывает спровоцировать их на протесты расхожими лозунгами о развале страны, антинародных реформах и прочем. Но я думаю, что мы, верующие люди, должны более терпеливо и здраво относиться к реформам.

Мне кажется, что новый закон об образовании не препятствует нормальному сотрудничеству Церкви и школы. Ведь теперь можно вести факультативное преподавание тех предметов, которые не предусмотрены программой. Можно и профильные классы создавать, в том числе и с религиозным содержанием преподаваемых предметов.

— Значительная часть школ агрессивно настроена даже к преподаванию основ православной культуры. Кто тормозит введение в школьную программу этого предмета — чиновники от образования?

— О преподавании «Основ православной культуры» мы уже упоминали выше. А вообще я думаю, что дело только в нас. Если мы будем противопоставлять себя и свои предметы тому, что преподается сейчас в школе, то кроме конфликтов ничего не получим. Если же мы будем понимать проблемы современной школы и свою деятельность сделаем понятной для учителей, то сотрудничество может получиться очень плодотворным.

Недавно у нас в Дубне в музыкальной школе «Рапсодия» — в государственной школе, финансируемой из бюджета, — без всякого напряжения было создано отделение православного пения. Всех это только обрадовало. Рады были и чиновники в Москве.

В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с противопоставлением верующих и светского общества. Но все больше становится и других примеров, когда верующий человек нормально живет в обществе, трудится на своем месте и несет свой крест, служит Богу и людям. Православная Церковь всегда жила в обществе, не противопоставляя себя ему на общественно-политическом уровне. На этом пути она всегда служила людям и обществу, привносила глубокие духовные и нравственные изменения в мир. Это не значит, что она смешивается с миром или отходит от духовных оснований своей жизни. Скорее, наоборот — именно враждебное отношение к миру, осуждение его, стремление создать свои структуры, параллельные существующим в государстве, борьба за влияние и материальные ресурсы, собственно, и является жизнью по его внутренним законам. Но таким путем не победить мир. Здесь он будет бороться за свое до конца и не уступит.

Подготовила Юлия Балакина

 

 

Следующая статья...»

№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика