Церковный вестник


№ 22 (251) ноябрь 2002 года / Образование

Первый в России учебный курс церковного краеведения

Наглядная история церкви

В Российском государственном гуманитарном университете читается курс церковного краеведенияВ Российском государственном гуманитарном университете читается курс церковного краеведения

Кандидат исторических наук Владимир фотиевич Козлов с 1996 года заведует кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Он автор более двухсот публикаций в области исторического краеведения, охраны памятников и истории Москвы.

— Владимир Фотиевич, что такое церковное краеведение?

— Сегодня общий предмет краеведение делится на несколько дисциплин: литературное краеведение, географическое краеведение, история краеведения и топонимика. Все эти дисциплины преподаются на нашей кафедре. В последние годы мы активно внедряем новую дисциплину — церковное краеведение. Это интереснейшая, слабоизученная и перспективная область. Церковное краеведение изучает весь комплекс материальных памятников религии и духовно-религиозные связи на конкретной территории.

— Когда и как возникло это направление?

— В советское время заниматься церковным краеведением было невозможно. Ограничивались и запрещались не только исследования в этой области, но и сами объекты изучения подвергались целенаправленному разрушению, а многие из них и совсем исчезли с карты России. После десятилетий запрета история Церкви стала активно изучаться, и возникла большая потребность в исторических сведениях о храмах, монастырях, часовнях, некрополях, церковных учреждениях и обществах.

Если мы занимаемся историей того или иного русского города, то нам никак не обойти историю местного монастыря, храма, кладбища и других конфессиональных объектов. Поэтому для краеведа очень важно, что сейчас возрождаются храмы и собираются сведения по истории конкретных приходов, истории улиц, истории каких-то локальных исторических территорий.

Церковное краеведение в той или иной форме существовало всегда. До революции жизнь Церкви пронизывала всю общественную жизнь и личную жизнь большинства жителей России. Изучение истории родного края в то время начиналось с изучения его святынь и называлось родиноведение или отечествоведение.

— Предмет церковное краеведение существует только в РГГУ?

— Специальный курс церковного краеведения есть только у нас, на кафедре региональной истории и краеведения РГГУ, он восьмой год читается в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета и в Государственной академии славянской культуры. Этот курс рассчитан на один семестр, по два часа в неделю, для студентов III курса факультетов архивного дела, музеологии и культурологии. Интерес у молодежи очень большой. Церковное краеведение — один из тех редких спецкурсов, на которые ребят не надо загонять. Мы не преподаем основ православия или богословия. Я не считаю себя специалистом в этой области. Мы рассказываем, ходим на экскурсии, смотрим изобразительный материал, которого у нас очень много: слайды, фотографии. Это наглядное изучение истории храма или монастыря в связи с историей Церкви, историей района, историей Москвы.

— Как строится курс?

— Хронологически курс охватывает весь период истории Москвы. Но наибольшее внимание уделяется XVIII—XX векам.

Курс построен следующим образом. Введение — предмет изучения, задачи, цели, приемы и методы исследования. Источники по церковному краеведению — церковные архивы, фонды, справочники и путеводители по архивам. Историография церковного краеведения — церковные историки общества и комиссии, церковная периодика. Организация церковного управления — Московская Патриархия и синодальные учреждения, консистории, церковное деление Москвы. Храм в истории, культуре и общественной жизни (соборы, церкви приходские, домовые, кладбищенские). Часовня в истории города — мемориальный характер часовен. Мир московских монастырей — монастыри, скиты, общины, подворья, святыни, архитектура, экономика, быт, некрополь. Московский патерик — московские святые и подвижники, места их земной жизни и подвига, храмы, в которых почивают их святые мощи. Чудотворные и чтимые иконы, православные праздники и крестные ходы. Старообрядческие центры, храмы, Рогожское и Преображенское кладбища и их святыни. Кладбища в истории Москвы — прицерковные, монастырские, гражданские, военные, инославные. Инославные центры Москвы — культовые сооружения, некрополи, памятники духовно-религиозной жизни.

Церковное краеведение носит междисциплинарный характер. Краевед, специализирующийся в области церковной региональной истории, должен хорошо знать вспомогательные исторические дисциплины, в частности палеографию, информационную эвристику, а также источниковедение, архивоведение, археографию, памятниковедение, музейное дело, историю государственных учреждений и общественных организаций, устную историю.

— Существует ли учебник по церковному краеведению?

— Пока нет. Но уже подготовлен к изданию курс лекций. У меня есть план издать их как учебное пособие «Церковное краеведение Москвы».

— В чем вы видите церковное и общественное значение этого предмета?

— Много ли у нас в регионах профессионалов-историков? Если надеяться только на этих специалистов, многие из которых никогда не занимались церковной историей, я думаю, что нам еще много десятилетий придется ждать появления полноценных книг по истории епархий, монастырей, храмов. Ведь наследие Церкви гигантское, и все оно требует изучения. В этом отношении краеведение имеет общественный характер и привлекает очень много энтузиастов. Церковное краеведение имеет также и просветительское значение. Очень многие приходят к Церкви через интерес к церковной старине, через церковную археологию.

С какими проблемами сталкивается сегодня церковный краевед?

— Проблем много. Я выделю две из них. Первая — это то, что зачастую исследователи, приходящие в храм или монастырь, к сожалению, встречаются там с непониманием. Сразу хочу оговориться, что большинство церковнослужителей всегда идут нам навстречу. Но есть храмы и монастыри, и их немало, которые не допускают к себе исследователей. Вторая проблема — это отсутствие современных архивов. За последние десять лет в большинстве храмов ничего не собрано, летопись приходских событий не ведется. Часто на вопрос, когда был освящен престол, откуда и кем была принесена икона XVII века, как восстановлена колокольня, — ответа никто не знает. В историческом отношении последнее десятилетие может оказаться самым темным периодом.

Беседовала Мария Ельцова



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://