Церковный вестник


№ 10 (359) май 2007 / Образование

Православная культура: от богословской концепции до школьного класса

Третье тысячелетие

христианской культуры

Войдя в двадцать первое столетие по Рождестве Христовом, человек с новым интересом и новой энергией обращается сегодня к вопросам христианской культуры. Этот интерес и эта энергия, разумеется, неслучайны. На поверхности лежат многочисленные явления нравственного, социального, политического, экономического и природоохранного характера, слишком хорошо известные, чтобы о них здесь говорить. Особо упомянуть, быть может, стоит лишь религиозно-политический и религиозно-идеологический аспект, а именно, глобальный и массовый подъем нехристианских и антихристианских верований и идеологических движений, который, как это стало ясно буквально в последние годы, угрожает миру невиданными катастрофами.

Христианская культура ставит для нас и чисто внутренние задачи, которые возникают и ищут разрешения в пределах христианской цивилизации, в непосредственном контакте и взаимодействии с Православной Церковью.

Всего лишь 70 лет тому назад крупнейший русский мыслитель И.А. Ильин посвятил основам христианской культуры одноименную работу, многократно с тех пор переизданную и ставшую по существу классической. Однако революционный, хаотический характер современных исторических процессов вызывает потребность в коррективах и свежем взгляде на предмет и смежные с ним вопросы. Свидетельство тому — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, и текущая полемика в связи с обучением школьников основам православной культуры.

 

Христианская

культура: быть или

не быть?

Вполне естественно и логично, И.А. Ильин прежде всего ставит вопрос о возможности христианской культуры как таковой. «Как возможна ныне христианская культура, — спрашивает он, — когда образованные слои человечества уходят от христианства и пытаются увлечь за собою необразованные и полуобразованные массы?.. Когда первая же положительная сила отпора, проснувшаяся в человечестве, сила национализма — доселе не принята и не облагодатствована христианством и сама не осознала своих христианских корней?»

Истекшие три четверти века лишь добавляют скептицизма во взгляде на возможность христианской культуры. Тенденции, упомянутые Ильиным, превратились в магистральные направления новейшей истории, а национализм, в результате усилий Гитлера и его единомышленников по всему лицу Земли, стал настолько губительной антигуманной и антихристианской силой, что и само понятие «православного национализма» поневоле вызывает в людях неприязнь и протест — почему оно и должно исчезнуть, уступая место православному патриотизму.

Какие же существуют альтернативы христианской культуре? «Казалось бы, — продолжает И.А.  Ильин, — что человечеству открыты сейчас только два пути: или создавать нехристианскую культуру, или же совсем отвергнуть культуру из христианских побуждений». Первое оказывается невозможным: «Народы, бывшие долго христианскими и утратившие эту веру, не приобретя никакой другой, могут делать только напрасные попытки создать культуру вне веры и Бога. т.е. безбожную культуру». Это утверждение Ильина оказалось пророческим: если в прошлом люди готовились приветствовать «светлое и радостное общество будущего, свободное от религиозных рамок», то политические, социальные и нравственные реалии второй половины ХХ века вполне доказали правоту русского мыслителя.

Характерно, что именно страны «постхристианской», т.е. западной культуры оказались на сегодня средоточием деградации и распада по всем направлениям (кроме разве что финансового) — в то время как нехристианские народы Востока, освобождаясь от экономической отсталости и политической зависимости, открывают для себя новые перспективы. «Разумеется, — отмечает иеромонах Серафим (Роуз) в своей ранней работе “Человек Наизнанку”, — помимо христианства существуют иные выражения всеобщего смысла и порядка… Например, последователю традиционной индийской или китайской философии в какой-то мере открыта истина и внутренний мир, из нее происходящий, — но не вся истина, и не тот “мир Божий, который превыше всякого ума”, плод одной лишь Абсолютной Истины. Отступающий от этой относительной истины и частичного мира теряет многое, но еще не всё, как отступник-христианин. Потому-то и царит невиданная прежде растерянность в нашем сердце, что мы отступили от закона и истины, открытых нам полностью в Самом Христе...»

Что касается второй альтернативы — отказаться от культуры вообще, якобы «ради Небесного Царства», — то она хоть и возможна, но недопустима. «Это значило бы, — пишет Ильин, — отвергнуть или исказить великий смысл Христова пришествия и перестать быть христианином. Ибо христианин призван не бежать от мира и человека, отвергая и проклиная их, но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани. А это и значит создавать христианскую культуру на земле».

В известном смысле вторая альтернатива таит в себе худшие опасности, чем первая. Строительство безбожной, «постхристианской» или «неохристианской» культуры обречено на провал, и в этом факте день за днем наглядно убеждаются все здравомыслящие люди; в то же время уход в гетто, в скорлупу псевдоблагочестивого изоляционизма в принципе осуществим — чему мы видели и продолжаем видеть целый ряд примеров и что в конечном итоге, по верному замечанию Ильина, ведет к предательству православия и отступничеству от Спасителя.

Вывод из сказанного очевиден: вне христианской культуры мы существовать не можем. Созидание христианской культуры представляет собой прямую обязанность и ответственность каждого верующего, и тезис, скомпрометированный в последнее время сомнительными околоцерковными группировками, в этой связи приобретает свежий и ясный смысл: «Православие или смерть».

 

Христианин и мир

На пути к пониманию христианской культуры, и тем более к ее созиданию, возникает проблема взаимоотношений личности и окружающего мира. Знакомые всем слова Св. Писания: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» и многие другие, как могло бы показаться, воспрещают верующему участвовать в созидательном культурном строительстве. Хуже того, в отсутствие точной трактовки этих новозаветных положений создается почва для лицемерия и лжи, для подачи христианской истины в двух «версиях» — для «серой массы» (терпи скорби и лишения, откажись от всего доброго и радостного) и для «просвещенных» (наслаждайся благами и удовольствиями мира). Нечего и говорить, насколько это губительно.

И.А. Ильин замечает совершенно справедливо, что слово «мир» не имеет в Писании единого значения: «В Евангелии и в Посланиях “мир” отвергается лишь постольку, поскольку он сам отпал от Бога, и вот, — противостоит Ему, как самостоятельный, чуждый Ему и далекий; это есть мир, утверждающий себя без Бога и против Бога… Мир приемлется, как созданный Богом и получивший от Бога свой смысл и свое предназначение».

Человек получает от Бога свободу выбора между добром и злом, и «мир» тем самым становится ареной борьбы, на которой указанный выбор реализуется. Наша самоотверженная помощь друг другу в этой борьбе, в совершении выбора в пользу добра, против атакующего нас зла, составляет подвиг любви к Богу и к ближнему, то есть смысл христианской жизни.

На той же позиции находятся и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где вслед за Вл. Соловьевым формулируется задача общества, состоящая «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

«Создание христианской культуры, — подчеркивает И.А. Ильин, — эта задача не может быть разрешена одною эпохою, одним народом, одним поколением, раз навсегда, ибо каждая эпоха, и каждый народ, и каждое поколение должны стремиться к разрешению ее по-своему, — по-своему достигая и не достигая…» Тем самым ясно выражен диалектический характер указанной задачи. Если «Христос вчера и днесь Тот же, и во веки», то этого никак не скажешь о мире, о людях и устроении их земной жизни. А между тем христианская культура как раз и представляет собою мост между вечным и временным, мост, по которому Христос идет в мир и люди восходят к Спасителю.

«Церковь не объемлет всю жизнь человека, — продолжает Ильин, — и не “регулирует” всю культуру человечества… Времена Савонаролы и Кальвина прошли и не возвратятся. Помышлять о земной “теократии” могут только церковные честолюбцы, лишенные трезвения и смирения». Последний вывод совершенно справедлив, но посылка нуждается в уточнении: не потому Савонарола и Кальвин не служат для нас примером, что «прошли их времена», а потому, что и в свое время как тот, так и другой, и многие им подобные уклонились от православной истины, от золотого срединного пути трезвения и смирения, сохраняющего равновесие между земным и небесным.

 

«Основы

православной

культуры» в Иваново-

Вознесенской

и Кинешемской

епархии

Истекший 2006 год, можно надеяться, был переломным для нашей епархии и той многолетней борьбы, которую мы — вместе со всей страной — ведем за внедрение курса «Основ православной культуры» в школьное образование.

С февраля 2007 года, по совместной инициативе Преосвященного Иосифа, епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, и губернатора Ивановской области Михаила Александровича Меня, силами духовенства епархии и профессорско-преподавательского состава Ивановского госуниверситета и Шуйского педагогического университета, в областном Институте переподготовки кадров и повышения квалификации учителей проводятся занятия по преподаванию «Основ православной культуры» с учителями начальных классов.

Каждая группа слушателей занимается в течение двух недель. За это время они получают 72 часа академических занятий по различным содержательным направлениям курса; проводятся экскурсии по храмам города, а также в Ивановскую православную среднюю школу в честь Феодоровской иконы Божией Матери. По отзывам слушателей, значительная часть которых была лишь поверхностно знакома с православием и церковной жизнью, занятия вызывают у них огромный интерес и воодушевление. В результате у них возникает уверенность не только в успехе преподавания ОПК, но и в настоятельной необходимости внедрения этого курса в школе.

До августа текущего года такую подготовку пройдут 450 учителей — все те, кто в 2007–2008 учебном году будут преподавать в первых классах. В дальнейшем занятия с учителями продолжатся в том же темпе, так что за четыре года начальная школа области будет полностью обеспечена преподавателями ОПК.

Среди трудностей на данном этапе отмечается большая нагрузка на учителей, которые вынуждены совмещать учебу со своей работой в школе. Кроме того, во многих случаях остается открытым вопрос о размещении ОПК в сетке часов без ущерба для других дисциплин и без перегрузки учащихся.

 

Спектр направлений

православной

культурологии

В заключение перечислим ряд вопросов из сферы православной культуры, наиболее существенных для школьного преподавания «Основ православной культуры». Часть из них раскрыта в «Основах социальной концепции РПЦ» и других церковных документах, другие ждут своей богословской и методической разработки.

1. Человек, его непреходящее достоинство как образа Божия, и его права, обусловленные историческими обстоятельствами. Духовное и телесное здоровье; образование, физическая культура, спорт. Возникновение зависимостей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.) и освобождение от них. Деструктивные и тоталитарные секты, отношение к ним и к их последователям.

2. Православный патриотизм как основа национального сознания, как противоположность и противодействие шовинизму, религиозной и этнической вражде. Охрана родной природы; человек как хранитель и возделыватель природной среды. Христианское понимание власти и государства.

3. Христианская нравственность и противоречащие ей обычаи и нормы современной жизни. Брак, безбрачие и отношения полов в христианстве и в обычаях нехристианского общества. Христианский взгляд на супружество и семью как «малую Церковь» и противоречащие ему тенденции.

4. Трудовая этика, выбор профессии и работы. Технический прогресс, его прямые и косвенные воздействия на материальную и духовную жизнь. Христианский взгляд на отношения собственности и материальное благополучие.

5. Современная эволюция эстетических оценок и норм в свете христианского мировоззрения. Исследование отдельных видов искусства, их духовно-нравственного потенциала и влияния на современников.

Практически любой из этих вопросов, как было сказано выше, требует скрупулезного соблюдения баланса между различными сторонами проблемы, отметая всякую возможность формального подхода и прямолинейного решения «раз и навсегда». Православная культура жива, пока живут, молятся и стремятся к совершенству творящие ее люди.

Архимандрит Зосима (Шевчук) — ректор Свято-Алексиевской Ивано-Вознесенской духовной семинарии

  Архимандрит  

   

  Зосима (Шевчук)  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://