№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Образование

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Наука, Образование, Воспитание. Размышляют преподаватели и студенты МДАиС

Михаил Иванов,  профессор, проректор  по учебной работе МДАиС:

Сегодня, когда в Русской Православной Церкви происходит развитие системы духовного образования, необходимо прежде всего обратить внимание на церковные образовательные стандарты, которые бы гарантировали должное качество образования. При этом всегда нужно помнить о преемственности различных уровней церковного образования, находящегося в наши дни в стадии становления. Учебная программа духовных школ должна иметь живую и устойчивую связь с основными направлениями развития современной церковной жизни, что поможет безошибочно определить приоритеты в духовном образовании.

В период реформирования церковных учебных заведений, когда невозможно обойтись без эксперимента, роль и границы экспериментального метода обучения необходимо вводить с особой осторожностью. Само собой разумеется, что в процессе реформирования должны совершенствоваться система аттестации и контроля качества образования, система научно-методического обеспечения образования, система подготовки кадров и повышения их квалификации. При всем этом нельзя забывать, что духовное образование существует не только для подготовки церковных кадров; оно является важным фактором становления личности и духовного возрождения российского общества, что неизмеримо повышает ответственность учебных заведений Русской Православной Церкви в исполнении ими своих функций, в реализации образовательных стандартов и осуществлении воспитательного процесса.

 

Алексей  Осипов,  заслуженный профессор МДАиС:

Само название — Московская духовная академия — указывает на одну исключительную особенность нашей школы. В отличие от любых общеобразовательных и специальных учебных заведений, основное внимание которых обращено на подготовку специалистов, Академия своей главной целью ставит духовное образование студента. Что это значит?

Понятие «духовное» говорит о глубоко внутреннем содержании личности, которое хотя и сокрыто от внешнего взора, тем не менее определяет характер и направленность всей деятельности человека. Категория «духовное» в православном контексте включает в себя в первую очередь целеустремленность верующего к достижению евангельской нормы жизни, осуществленной в Лице Иисуса Христа. Эта норма предполагает не просто определенное нравственное поведение человека, но и нечто существенно более глубокое —духовное его состояние.

В отличие от нравственности, которая характеризуется, главным образом, отношением человека к внешнему миру: другому человеку, обществу, законам и т.д., — очевидным для стороннего наблюдателя, — духовность своим содержанием имеет невидимые цели ума и движения мысли, тайные сердечные желания и устремления, закрытые от внешнего взора волевые решения. Поэтому нравственность, внешняя порядочность человека далеко не всегда свидетельствуют о его свободе от гордости, тщеславия, зависти и прочих извечных врагов чистоты и цельности духа.

Московская духовная академия, будучи закрытым учебным заведением, имеет уникальную возможность дать именно духовное образование своим воспитанникам, поскольку в ней и богословские, и гуманитарные дисциплины и весь внутренний распорядок жизни школы подчинены одной идее — освободить душу от ее тайных недугов и через это выявить сокрытую в ней нетленную красоту образа Божия. В этом неоценимую духовную помощь оказывает всем живущим в стенах древней обители великий дух преподобного Сергия Радонежского.

 

Иеромонах Петр (Еремеев), проректор

по организационно-административной работе МДАиС:

На разных этапах бытия Московской духовной академии Господь промыслительно вверял нашу Школу попечениям и заботам великих мужей современности. Рожденная на заре царствования Петра I, будучи еще не окрепшей, Академия успешно развивается в годы петровской реформы благодаря усердию Софрония Лихуда и покровительству митрополита Стефана (Яворского). Позднее, при митрополите Московском Платоне (Левшине), когда в академическом курсе значительно повышается значение родного языка и особое внимание уделяется духовной жизни воспитанников, в Академии начинается процесс созидания собственно русской богословской школы. Почти полвека, с 1821 по 1867 годы, Академии покровительствует святитель Филарет Московский, благодаря трудам и заботам которого к концу XIX века академическая наука расцветает. Таких примеров можно привести множество. В истории нашей Школы ясно прослеживается роль конкретных личностей, которые принимали благотворное, а порой и судьбоносное участие в жизни Академии.

Последние пятнадцать лет Московская духовная академия находится под первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Годы Патриаршего служения Его Святейшества пришлись на сложное и судьбоносное для России и Русской Церкви время. Московская духовная академия вместе со всей Церковью переживала все тяготы и невзгоды, сопровождавшие начало 90-х годов. И все же за последние пятнадцать лет, преодолев искушения времени, Академия не только сохранила богатый опыт советского периода, но и сумела вернуть к жизни традиции дореволюционной богословской школы. Именно решительность и последовательность Святейшего Патриарха стали залогом успешного развития реформы духовного образования, в авангарде которой все эти годы была наша Академия. Каждый год прошедшего пятнадцатилетия был годом последовательного совершенствования образовательных программ и научной деятельности. И сегодня, когда количество предпринятых усилий переходит в качество академического образования и науки, даже у тех, кто, может быть, с недоверием воспринимал инициативу Святейшего Патриарха, не остается сомнений в правоте выбранного пятнадцать лет назад курса развития духовного образования.

Предпринятые Святейшим Патриархом в начале Первосвятительского служения усилия по возрождению традиций русской богословской школы очень скоро дали первые положительные результаты. Именно выпускники и преподаватели Московской духовной академии вместе с питомцами Санкт-Петербургских духовных школ возглавили в 90-х годах дело возрождения духовного образования в России. Именно они вместе выпускниками других новооткрытых духовных школ становятся первыми помощниками и опорой архиереев Русской Православной Церкви в устроении церковной жизни в новых реалиях.

Безусловно, переживаемые нами сегодня события являются одними из самых удивительных страниц в летописи академической жизни. Уникальность исторического момента, по сути, вызов времени, брошенный Церкви и ее главной богословской школе, требует от всех нас, преподавателей и студентов, самозабвенных трудов на благо родной Академии. И та поддержка, которую оказывают Академии Святейший Патриарх и священноначалие Русской Православной Церкви, молитвы любящих и помнящих alma mater выпускников, дают всем нам, учащим и учащимся, силы подражать нашим предшественникам и делателям на ниве академической науки и образования.

 

Священник Владимир Шмалий, проректор

по научно-богословской работе МДАиС:

Богословие — не просто отвлеченная теоретическая дисциплина. Богословие в церковной традиции это прежде всего духовный опыт, опыт богопознания, обретаемый в церковной жизни. Богословие самым непосредственным образом связано с Преданием — благодатной памятью Церкви, силою и действием Духа Святого связующим поколения церковных чад от времен апостолов, святых отцов и доныне. Именно поэтому богословие всегда актуально для Церкви. Богословие не роскошь, а необходимость. Забвение о его сути, пренебрежение им неизбежно приводит к разрыву со Священным Преданием, а значит и к повреждению самых основ духовного опыта.

Вот почему, наряду с трудами образовательными и воспитательными, богословские труды изначально были одним из основных аспектов деятельности Академии. В результате длительных, кропотливых усилий выдающихся иерархов и преданных церковных служителей Московская духовная академия в XIX начале XX века достигла замечательных успехов в сфере образования и науки, положив начало возвращению русской духовной школы к святоотеческим корням и духовным основам православия.

Сегодня, когда с помощью Божией наша многострадальная Церковь преодолевает трагические последствия гонений и притеснений, выпавших на ее долю в XX веке, важнейшим направлением церковной деятельности оказывается воссоздание Духовной школы. Причем воссоздание не только как системы образовательных учреждений, дающих формальные знания, но как живого, духовно-интеллектуального, развивающегося инструмента осмысления, усвоения и передачи церковной веры и благодатного опыта.

Священноначалие нашей Церкви поставило ясную задачу: по результатам реформы духовные академии должны стать научными и научно-методическими центрами духовного образования и богословской науки. Академии призваны готовить церковных ученых, преподавателей духовных школ, а также высококвалифицированных специалистов для общецерковных и епархиальных структур и органов управления.

За полтора года реформы Московской духовной академии сделано уже немало. Введены отделения и специализации, позволяющие готовить профильных специалистов по важнейшим направлениям церковной науки — библе- истике, циклу богословских и церковно-практических дисциплин, церковной истории. Существенно большее внимание уделяется сегодня научному руководству и творческой, самостоятельной научной работе студентов.

Разумеется, в ходе реформы Академии возникает и немало трудностей. Прежде всего, научно-методического характера. Их разрешению призваны послужить вновь созданные кафедры, научно-методический и Ученый совет Академии. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием утвержден новый Устав МДА, в котором значительная роль, полномочия и ответственность в деле реформы Академии отводится как раз научно-коллегиальным органам — Ученому совету, Научно-методическому совету и кафедрам. Возрос объем кафедральных и общеакадемических научно-методических и научных мероприятий. Стали более частыми международные научные обмены и контакты. Более интенсивной и разнообразной становится научная деятельность членов корпорации.

И все же основная работа еще впереди. Задача возрождения Академии как центра церковной науки чрезвычайно сложна. Ее решение потребует многолетних целеустремленных усилий священноначалия и самоотверженных соборных трудов профессорско-преподавательской корпорации.

Уповаем на то, что, пребывая под покровом Пресвятой Богородицы, молитвенным предстательством аввы Сергия и святителя Филарета Московского, Академия у Троицы сможет с честью и смирением исполнить свое церковное призвание.

 

Игумен Вассиан (Змеев), проректор

по воспитательной работе МДАиС:

Духовная жизнь православного христианина, где бы он не трудился, имеет, несомненно, большое значение и предполагает постоянное совершенствование своей личности. В Московской духовной академии и семинарии на воспитательной работе делается особый акцент, потому что конечная цель обучения — это подготовка достойных кандидатов к принятию священного сана. Высокое призвание быть пастырем душ человеческих требует большой ответственности и тщательной подготовки к предстоящему служению.

Воспитательная деятельность в духовной школе имеет свою специфику. Она заключается в том, что воспитательный и учебный процессы взаимосвязаны. Учеба — это первое и главное послушание в академии и семинарии. В зависимости от того, как серьезно учащийся относится к своим обязанностям, можно судить о его духовно-нравственном устроении. В то же время интеллектуальное обогащение должно быть тесно связано с духовным развитием, чтобы знания не надмевали человека, а побуждали к достойному служению Богу. Храм и библиотека, молитва и изучение истории и традиций православия — все это создает особую атмосферу в духовной школе и является важным и непременным условием подготовки будущих пастырей. Мы не ожидаем от всех одинаково высоких результатов. Но каждый воспитанник должен проявлять усердие и старательность в усвоении преподаваемых дисциплин, умножать данные ему от Бога таланты. В противном случае равнодушное отношение к учебе будет не чем иным как грехом праздности и лени и отрицательно скажется на пастырском служении. 

Воспитание студентов академии и семинарии, несомненно, должно совершаться на высоких идеалах самоотверженного служения Церкви, чтобы выпускники духовных школ, приступая к пастырскому служению, имели широкие познания и ревностное желание проповедовать слово Божие. От того, каким выйдет пастырь из стен духовных школ, зависит будущее нашей Церкви. Семинария должна помочь сформироваться личности священнослужителя, привить любовь к храму и к богослужению, вложить те знания, которые необходимы для пастырского служения. В современном обществе священнику необходимы высокие знания и истинное благочестие, без которых невозможно достойно исполнить высокое призвания служения Церкви. 

 

Диакон Андрей Кураев, профессор МДАиС, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения МГУ:

Отделение Московского университета от Академии в 1755 году никак не означало расставание духовной школы с наукой. Беднее стала жизнь университетских «раскольников»: с каждым следующим поколением культура мысли на религиозные темы в светских университетах беднела, дойдя в конце концов до «кафедр атеизма», а ныне и до различных оккультных «информационных технологий». Академия же никогда не была закрыта от общенаучного духа. Поскольку стержневая часть богословской системы — это работа с текстами, направленная на понимания языка родной (человеческой, библейской, церковной) истории, то методология работы университетского гуманитария и академического ученого мало чем различалась. Искусство чтения и понимания (герменевтика) должно быть по меньшей мере в равной степени осваиваемо как светскими гуманитариями, так и церковными учеными.

Очевидное отличие, пожалуй, лишь в одном: то условие, которое в неформальном виде присутствует в мире светской науки, в мире Церкви является гласно провозглашенным. А именно: ученый должен любить предмет своего изучения. В университетском мире считается нормальным, если пушкинист любит поэзию Пушкина. Но нормальное не значит обязательное: на защите диссертации от него не просят согласия с Александром Сергеевичем или декларации о своей любви к его наследию. А вот в духовной академии об этом спрашивают уже на самом ее пороге: ты любишь ли Христа, Евангелие, мир Отцов? Готов ли ты эту свою любовь воплотить в служении Христу? Если да, то одна из форм этого служения — это честный научный труд.

Теология — это модус присутствия логики в иррациональном мире религии (иррациональном — ибо любящем). Теология — в академии, академия — в Церкви. А значит, и слухи о различиях между наукой и верой не должны быть преувеличены. Знание языка науки (наряду с языком любящей веры) — необходимое условие для выпускника и тем более преподавателя академии. Хотелось бы, чтобы подобное многоязычие было характерно и для некогда отпочковавшихся от нас светских университетов. Пока же верующий ученый с горечью говорит своему светскому коллеге: что знаете вы, знаем и мы. Но вам так мало известно из того, что живет у нас...

 

Олег Бик, студент 3-го курса Московской духовной семинарии, председатель Студенческого совета МДАиС:

На протяжении XIX века в России возникали различные студенческие объединения. Наибольшего развития это движение достигло в предреволюционные годы, когда общество уже охладевало к духовным ценностям. Но среди студентов Московской духовной академии находились те, кто старался противодействовать этим тенденциям, создавая не только научные общества, но и такие, как Пастырско-просветительское братство, активно занимавшееся миссионерской и издательской работой. Для студентов, которые участвовали в этой деятельности, были важны не только плоды на ниве научной или просветительской, но и сплочение вокруг общего дела, целеустремленность и дух единства.

В советскую эпоху, под пристальным контролем со стороны государства, студенческие инициативы в духовной школе не могли существовать. Но в последние десятилетия в Церкви стало появляться все больше молодых людей, сформировалось само понятие «православная молодежь» и стало возможным появление православных студенческих организаций. Одной из «первых ласточек» стал вышедший в 1996 году студенческий журнал Московской духовной академии «Встреча». Публикация богословских работ, обсуждение актуальных церковных тем, интервью с преподавателями, профессорами, интересными собеседниками — все это не только объединяло студентов академии и семинарии на почве совместной издательской деятельности, но и открывало возможности для общения со студенчеством других вузов.

Творческие инициативы и энтузиазм студентов нашли понимание и поддержку администрации. Для организации студенческой деятельности в ноябре 2003 года в Московской духовной академии и семинарии был создан Студенческий совет. Сегодня, когда в духовной школе происходят серьезные преобразования, администрация, преподавательский состав и студенчество понимают, что Студенческий совет может оказать неоценимую помощь в вопросах совершенствования учебного процесса и в развитии доверительных отношений между начальствующими и учащимися.

В истории Московской академии создание Студенческого совета — явление новое, но это не дань веяниям времени. Сам факт рождения такого студенческого органа свидетельствует о готовности всех членов академической семьи к соработничеству. Мы осознаем, насколько высокое доверие сегодня оказано студенчеству, и делаем все для того, чтобы период нашего обучения стал временем духовного возрастания и обогащения через опыт искреннего братского общения с наставниками и собратьями.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 7(380) апрель 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 15-16 (364-365) август 2007





№ 1-2 (326-327) январь 2006



№ 1-2 (302-303) январь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика