№ 23 (348) декабрь / Форум.

Следующая статья...»

"Я боролся за Церковь"

Конференция «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины» прошла 1—2 декабря в Паломническом центре Московского Патриархата.
Открыл конференцию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отметивший, что митрополит Евлогий — один из созидателей русского православия в Западной Европе в ХХ веке. Говоря о деятельности иерарха как депутата Государственной думы в дореволюционной России, митрополит Кирилл подчеркнул, что «его позиция была, может быть, робкой, но первой попыткой самостоятельного свидетельства Церкви по вопросам церковно-общественным, государственным и даже политическим. Этот настрой породил ту энергию, которая позволила митрополиту с нуля построить церковную жизнь, когда в эмиграции ему была вверена громадная паства, оказавшаяся в Западной Европе в гетто».
Разрыв административных связей с Московским патриаршим престолом председатель ОВЦС объяснил как вынужденный шаг митрополита Евлогия, совершенный под тяжестью исторических обстоятельств: «Он считал, что сохранение этой административной связи приведет к дроблению его паствы, несогласной с некоторыми действиями заместителя патриаршего местоблюстителя, и в первую очередь не согласной с тем положением, в котором оказалась Русская Православная Церковь на родине». Митрополит  Евлогий понимал, что «неканоническая, хотя и вынужденная ситуация его прихода в отрыве от Матери-Церкви при двусмысленном сосуществовании на одной территории с епархиями Константинопольского патриархата не может продолжаться вечно», — отметил далее митрополит Кирилл. Рассматривать отход от канонической нормы без учета исторических обстоятельств, считает председатель ОВЦС, чревато «каноническим релятивизмом».
Протоиерей Владислав Цыпин (Московская духовная академия) посвятил доклад архипастырской деятельности митрополита Евлогия до революции 1917 года. В 1902 году, после хиротонии во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, местом служения будущего митрополита стала холмщина. Сложность пастырской работы состояла в том, чтобы содействовать возвращению народа в православие «после векового пребывания в унии». При епископе Евлогии на холмщине были созданы православные братства и сестричества, удалось часть «уклоняющихся» ввести в лоно Православной Церкви. Ситуация осложнилась с принятием в 1905 году манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», который дал возможность новообращенным «легально возвратиться в католичество». Большими стараниями, подчеркнул протоиерей, епископу Евлогию «удалось спасти ситуацию, угрожавшую отпадением в унию православного народа холмщины». Будучи избранным в Государственную думу и являясь членом Государственного совета, епископ Евлогий в 1905 году провел административную реформу по отделению холмщины от Варшавской епархии. «В историю митрополит Евлогий вошел как главный инициатор того, что в польских кругах было названо “четвертый раздел Польши”», — подчеркнул о. Владислав. Епископ Евлогий сумел добиться выделения холмщины из Царства Польского и включения в состав Российское империи. Правда, православное население не составляло большинства, отметил протоиерей. Владислав Цыпин подробно остановился также на последующем периоде архипастырской деятельности будущего митрополита — в Волынской епархии, куда он был переведен в 1914 году, в канун начала Первой мировой войны.
О деятельности митрополита Евлогия как депутата Государственной думы рассказал также профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Фирсов. Докладчик коснулся не только борьбы епископа за выделение холмщины из состава Царства Польского, но и общественной и политической дискуссии, сопровождавшей эту борьбу. «Евлогий смотрел на холмское дело, исходя из первенства Православной Церкви в России», — отметил в своем докладе профессор. Однако в 1918 году территория, за которую боролся Евлогий, стала частью Польши, и эта борьба была проиграна.
Игумен Филарет (Булеков) выступил с докладом «Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины ХХ века». В 1921 году архиепископ Евлогий (с 1922 года — митрополит) был назначен управляющим западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви. Говоря о его позиции в эмиграции, игумен Филарет отметил, что она изменилась в сторону либерализации. Сам митрополит Евлогий, оценивая свои действия в разные периоды жизни, говорил: «Я боролся на разных позициях, но — за Церковь». По мнению докладчика, после катаклизмов Церковь, с одной стороны, была жертвой большевиков, с другой — стояла перед опасностью секуляризации. В этих условиях служение Церкви предполагает и борьбу за Церковь, пояснил игумен. Докладчик по пунктам изложил позицию, занятую митрополитом Евлогием: Церковь должна быть аполитична; свободна от какой-либо внешней опеки; необходимо творческое отношение к православному преданию, его актуализация.
Эта позиция нашла отражение в дальнейшей деятельности митрополита Евлогия. Был создан Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, который был «больше, чем духовная школа; он стал местом встречи православных с инославными». Митрополит Евлогий взял под свое духовное покровительство другое начинание — Русское студенческое христианское движение, которое  явилось результатом самоорганизации молодежи и было независимо от церковных структур. Проводилась социальная работа — были созданы служения милосердия, сестричества. В заключение докладчик подчеркнул, что позиция митрополита Евлогия нашла впоследствии отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
На конференции также прозвучали доклады: «Экклезиология митрополита Евлогия» (С.А. Ребиндер; Женева); «Митрополит Евлогий и русское самосознание» (Д.М. Шаховской; Париж); «Взаимоотношения митрополита Евлогия с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах в 1921—1936 гг.» (А.А. Кострюков; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); «Взаимоотношения митрополита Евлогия с Константинопольским патриархатом в первой половине 1920-х годов: к постановке проблемы» (В.В. Бурега; Московская духовная академия); «Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921—1946 гг.» (иеромонах Савва (Тутунов); Московская духовная академия); «Взаимоотношения митрополита Евлогия и Московской патриархии в 1921—1946 гг.» (Д.В. Сафонов; Московская духовная академия).

Следующая статья...»

№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 3 (328) февраль 2006


№ 23 (348) декабрь
"Я боролся за Церковь"



№ 3 (328) февраль 2006


№ 3 (256) февраль 2003 года.


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика