Церковный вестник


№ 22(299) ноябрь 2004 / Официальные документы

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии

Ваши Святейшества, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня начал свою работу Первый фестиваль православных СМИ «Вера и слово», который призван внести вклад в развитие церковного свидетельства миру, в формирование православной информационной среды. Фестиваль приурочен к 60-летию «Журнала Московской Патриархии» и 15-летию газеты «Церковный вестник».

«Журнал Московской Патриархии» начал издаваться в 1943 году — трудном и решающем для нашей Родины. Именно в этом году была одержана победа в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге, в результате чего наступил переломный момент в Великой Отечественной войне. В том же году, признавая авторитет Русской Православной Церкви, власти были вынуждены ослабить свое давление на нее. После восемнадцатилетнего перерыва снова был избран Патриарх Московский и всея Руси. Со следующего, 1944 года начал регулярно издаваться «Журнал Московской Патриархии» — главное официальное издание нашей Церкви. В течение долгих лет это было единственное церковное издание, информирующее общество о жизни Русской Православной Церкви и содержащее публикации на духовно-просветительские темы. С 1971 года журнал издается на русском и английском языках и распространяется в 67 странах мира.

В конце 80-х годов ХХ века, когда в стране начались политические преобразования, у Церкви появилась возможность учреждения новых собственных изданий. Первым из них стал «Церковный вестник» — общецерковная периодическая газета. За время, прошедшее с момента выхода в свет ее первого номера, ситуация в области православных СМИ значительно изменилась. Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но и многие крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, теле- и радиопрограммы, а также веб-сайты и информационные порталы в Интернете. Кроме того, существует значительное количество СМИ, учредители, которых — церковно-общественные организации.

Сегодня средства массовой информации играют в нашей жизни огромную роль. Но иногда людям представляется, что СМИ подвластно решение всех вопросов бытия, и журналисты начинают применять свои методы для решения вопросов жизни, для которых они явно не приемлемы. Не все подвластно решению рассудком, как нельзя душу измерить циркулем.

Нам представляется, что существующий отрыв журналистики от религии является результатом того, что люди сузили свое видение вещей. В сущности, наше отношение ко всему созданному — к историческому, культурному, научному — должно стремиться к всеохватности информации и бесконечно вдумчивому к ней отношению. Святой Максим Исповедник еще в VI веке говорил о том, что человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая сродняет его со всем сотворенным миром. И роль человека — весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу. Религиозная определенность человека — это высшее и, вероятно, самое универсальное проявление его духовных устремлений, а Церковь — это сфера его религиозного формирования, нравственного воспитания и, в конечном итоге, интеллектуального становления.

Состоявшийся в начале октября этого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики... Православное мировоззрение должно обладать по крайней мере равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей». Необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в сфере государственной информационной политики. В связи с этим вопросы духовно-нравственной составляющей информационной среды оказываются особенно востребованными, ибо они призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, воспитания людей в доброте, честности и трудолюбии. Это задача современных поколений журналистов, но она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Именно глубокая духовность русских летописей и литературы с древних времен обусловила их высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной внутренней духовности и культуры человека.

Православная Церковь видит функцию средств массовой информации, особенно церковных, в предоставлении человеку не только описаний определенных событий, но и в создании условий для духовного и нравственного становления личности. В соответствии с этим, под информационным служением мы понимаем непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого — обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — внутри Церкви и вне ее лона.

В современном мире сложилось так, что люди часто думают о Церкви как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, попросить у Него исцеления, попросить заступления у Божией Матери, а затем, получив просимое, идти обратно в свой дом, возвратиться к прежней своей жизни и ни о чем не беспокоиться. Но это неправильно. Быть православным — это не значит, что надо только зайти в храм, надо быть православным и вне храма. Мы должны воспринимать храм не только как место, где мы обращаемся с просьбами к Богу, но и как то место, где мы получаем от Господа Его поручение, данное ученикам: идти в мир и нести радостную весть о том, что весь мир, каждый человек так любим Богом, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). В этом смысле, все мы, чада Церкви Христовой, являемся посланниками, именно в этом главный смысл миссионерства. В этом и главная тема православных СМИ — говорить о спасении Богом человека, говорить, имея личный внутренний опыт. Причем этот внутренний опыт должен быть не только повторением, он должен быть частью, сутью жизни и мысли журналиста.

Сейчас необходимо выработать новый язык и новые формы обращения к людям, новые формы миссии через СМИ, более влияющие на душу человека. Окружающий нас мир мало знает о православии. Даже в нашей стране, традиционно православной, у большинства людей, особенно молодежи, представления о вере сводятся к крашенным яйцам и куличам, а благочестие ограничивается соблюдением обрядов. Поэтому, кроме внешнего свидетельства, православная журналистика должна использоваться для внутренней миссии Церкви, для укрепления и возрастания во Христе ее членов, для обмена опытом церковных учреждений и взаимного обогащения верующих.

Полный текст доклада читайте в газете №22(ноябрь 2004)



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://