Церковный вестник


№ 3 (304) февраль 2005 / Официальные документы

Обращение участников XIII Международных Рождественских образовательных Чтений к иерархам, клиру и мирянам Русской Православной Церкви

Духовное просвещение и образование - это важнейшая миссия Церкви, ибо, по слову Священного Писания, благовествование Христово  «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1, 16). Святые подвижники распространяли веру Христову жизненным примером, руководствуясь словами апостола Павла: «Во всем показывай в себе образец добрых дел» (Тит. 2, 7). Исполняли они и заповедь учительства среди всех народов (Мф. 28, 19). Сегодня мы должны следовать их примеру, осуществляя учительное и миссионерское служение самыми разными способами: через систематическое образование, благовестие пастырей и мирян, совершаемое в приходах и вне их: в различных аудиториях, через средства массовой информации, книгоиздательскую и творческую деятельность.

Участники чтений — архипастыри, пастыри, миряне — обращаются к своим собратьям по служению и церковной жизни.

1. Развитие и укрепление религиозного образования должно стать важнейшим приоритетом церковной жизни и деятельности. Будущее нашей Церкви и наших народов во многом зависит от передачи молодым поколениям духовных традиций и православной веры. Образовательная, воспитательная и просветительская деятельность должна иметь предпочтительное значение перед задачами, которые были особенно насущны десять-пятнадцать лет назад, но сейчас в значительной степени выполнены: украшением храмов, благоустройством приходских зданий, организацией монастырской жизни. Особенно это актуально для крупных городов.

2. Мы должны уделять больше внимания созданию и развитию православных общеобразовательных школ и детских садов. Для защиты и поддержки православных школ со стороны Церкви назрела необходимость придать им особый церковный статус, отразив это в Уставе Русской Православной Церкви. Уже более 15 лет существуют воскресные школы, и за эти годы они приобрели опыт работы. Сегодня важен их переход на более высокий качественный уровень: воскресные школы должны стать более активными и деятельными, искать новые пути и формы работы с молодежью.

3. Необходимо развивать единую внутрицерковную систему религиозного образования как основу для просветительской и образовательной деятельности Церкви. С этой целью важно создавать штатные единицы ответственных за религиозное образование в епархиях, благочиниях и крупных приходах. Образовательную сферу нельзя считать «довеском» к другим сторонам церковной деятельности.

4. Насущной задачей Церкви сегодня является создание развитой православной педагогической среды, подготовка квалифицированных специалистов в этой сфере. Совершенно недопустима организация научной, учебной и просветительской работы на одном энтузиазме преподавателей, без сколько-нибудь значимого материального обеспечения. Невозможно создать систему религиозного образования, не вкладывая в это значительных средств.

5. Верующие люди должны добиваться реализации их законного права на обучение своих детей в государственных и муниципальных школах в соответствии с религиозными взглядами, исповедуемыми в их семьях. Нельзя соглашаться с тем, что детям навязывается безрелигиозная картина мира как «единственно научная». Родители имеют право и должны требовать от общеобразовательной школы обеспечить знакомство детей с основами православной культуры и духовности.

6. Родительские объединения и священнослужители, выступая от имени верующих, призваны добиваться введения преподавания в общеобразовательных школах своего региона положительных знаний о Православии и православной культуре в рамках основной образовательной программы. Для этого, в частности, необходимо подумать о создании православных родительских объединений. Следует использовать опыт ряда регионов Российской Федерации, где в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в течение ряда лет успешно преподается учебный предмет «Основы православной культуры».

7. Для нормального преподавания православной культуры в государственных школах необходимо развивать взаимодействие епархий с государственными образовательными учреждениями и органами управления образованием в области подготовки педагогических кадров, разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения. Необходимо наладить координацию научно-педагогических и церковных структур, инициировать программы научно-педагогических исследований и экспериментов с участием светских и церковных образовательных центров, возобновить деятельность Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования и науки и Церковью, а также развивать практику создания региональных церковно-светских координационных советов по образованию.

8. Необходимо значительно усилить духовно-просветительную деятельность в приютах, детских домах, в армии, на флоте, в местах заключения. Важно искать новые формы просветительской деятельности, привлекающие молодежь, в частности, детские телевизионные программы, различные формы организации досуга и так далее. Необходимо создавать церковные центры поддержки семьи, материнства и детства.

Москва, 23—29 января 2005 года



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://