№ 4 (305) февраль 2005 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

«Чтобы не погибла Россия, именно Церковь должна поднять подвиг духовного преображения». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента

Все мы являемся свидетелями того непреложного факта, что вопросы демографии сегодня становятся жизнеопределяющими и для российского общества, и для Русской Православной Церкви, которая всегда разделяет проблемы своего народа. Речь идет о вымирании коренного населения России — каждый год оно уменьшается на миллион человек.

       Это устойчивое снижение численности нашей страны может принести горькие плоды не только нашим потомкам, но и нам самим. Сегодня мы еще не ощущаем на себе в полной мере влияния демографического спада. Но уже через несколько лет он скажется дефицитом работоспособного населения во всех отраслях экономики. Некому будет развивать науку и производство, обеспечивать социальные программы, содержать нетрудоспособное население, обеспечивать обороноспособность страны. Это приведет к ситуации, которая в настоящее время сложилась в Косово, где постоянно сокращающееся коренное население замещается другим народом, с иными культурными традициями и менталитетом. Возникающие на этом фоне политические конфликты всем вам хорошо известны. В результате их уничтожено большинство православных святынь Косово — колыбели сербской национальной культуры. А привело к такой ситуации, в первую очередь, сокращение в сербских семьях деторождаемости. Ведь всего сто лет назад в Косово сербы составляли подавляющее большинство населения.

В нашей стране демографический спад наметился давно и наблюдался еще с середины семидесятых годов XX века, когда материалистическое отношение к жизни изменило ментальность наших соотечественников. В восьмидесятые годы рождаемость в нашей стране немного повысилась. Но с начала девяностых годов прошлого столетия, когда в России начались политические преобразования, была экономическая нестабильность, в сознании людей культивировался принцип «бери от жизни все», безнравственность и насилие стали нормой на телевидении, — демографическая ситуация в стране резко ухудшилась. Сейчас встал вопрос о физическом выживании нашего народа, о сохранении им своей этнокультурной идентичности. То, что происходит в настоящее время в нашем Отечестве — это самоистребление народа, и вскоре оно может принять необратимый характер.

Главной причиной подобного положения вещей видятся отнюдь не материальные проблемы: общеизвестен факт, что самая низкая рождаемость наблюдается как раз в наиболее богатых странах Западной Европы. Причина этого общая и для России, и для западноевропейских стран — забвение христианских идеалов, ориентация молодежи на культ удовольствий.

Согласно данным социологов, главными воспитателями нашей молодежи должны быть семья, школа и Церковь, но в действительности в настоящее время ими являются уличная среда и средства массовой информации, насаждающие идеалы, чуждые христианству, с детства ориентирующие молодежь на получение удовольствий любой ценой.

Современная российская семья утратила духовные традиции, на основе которых она строилась до XX века, когда была прервана ее связь с православием. Без освящения супружества в Таинстве брака, без иерархичности и аскетизма семейного уклада, без чадолюбия и многодетности семья утратила свою целостность, перестала быть опорой общества и воспитателем гражданственности.

С созданием государственной системы дошкольного и внешкольного воспитания семья лишилась приоритетов в воспитании детей, а сегодня эти государственные системы не выполняют своей воспитательной роли. Школа также пребывает в мятущемся состоянии, будучи готова воспринять чуждые национальному самосознанию взгляды и ценности, но продолжает настороженно относиться к традиционным для нашего народа православным духовным ценностям. Элементы скандального курса «Половое воспитание» вошли в учебные программы базовых дисциплин, западная валеология была включена в учебный план, а факультативное преподавание основ православной культуры встречает препятствия на всех уровнях системы образования. Педагоги измотаны реформами и нововведениями, но главное, что в подражании западным системам воспитания утрачены традиции отечественной педагогики и нравственное развитие будущих граждан страны, их патриотическое воспитание находится в запущенном состоянии.

Единственным источником вековых традиций нашего народа сегодня является Церковь, но общество еще не готово предоставить для нее место в своей жизни. Церковь пробивается в общество, но оно отгораживается от ее духовных ценностей, не желая отказаться от привычного материалистического понимания жизни. Для общества православие по-прежнему остается чем-то внешним, культурной традицией прошлого, но не реальной жизнью, привлекающей Божие благословение и освящающей мир. Поэтому православие в жизни современного общества — это только крашеные яйца на Пасху, детские подарки на Рождество, да очереди за святой водой на Крещение. Духовное возрождение коснулось только внешней стороны жизни людей, внутри осталось еще материалистическое сознание, стремящееся устроить себе рай на земле.

Сегодня для молодых нет примера в родителях, государственные и общественные институты работы с молодежью разрушены, а у Церкви еще не хватает сил, кадров и средств для организации работы с молодым поколением в общенациональном масштабе. Отсутствие должного воспитания в семье и школе, удаленность их от Церкви приводят к тому, что в основание личности ребенка полагаются эгоизм, безответственность и вседозволенность. Неудивительно, что создание семьи и забота о детях, требующие самоотвержения и самопожертвования, воспринимаются ими как обуза, как препятствие к реализации рекламного принципа «Все мне дозволено!». Нормой жизни молодых становится распущенность, добрачное и внебрачное сожительство. Даже создав семью, современная молодая пара в первую очередь заботится о собственных удовольствиях и развлечениях: приобретении домашнего кинотеатра, компьютера и т.п., но не о рождении и воспитании детей. Ведь для этого нужно быть готовым на самоотречение, а это то направление души, которое составляет основу православного образа жизни. Забвение его основ, желание «пожить для себя», ведет и к тому, что ежегодно в России в утробах матерей убиваются несколько миллионов детей — больше, чем их появляется на свет. Убийство совершается на основании государственного закона, при одобрении общественного мнения и на общенародные средства.

В упомянутой выше триаде оптимальных воспитателей молодежи в сложившейся ситуации остается надеяться только на Церковь — ведь воспитанный ею верующий человек живет для Бога, понимая, что все, чем он располагает, Бог дает ему для достижения святости — для усвоения спасения во Христе. И если Господь посылает чадо, то оно имеет свое предназначение от Бога, и задача родителей — вырастить и воспитать его в любви к Создателю, передать ему православную веру и любовь к Отечеству. Родители словно получают от Бога свечу, которую надо не только поставить, но и возжечь пред Господом. Именно те тяготы и заботы, без которых не обходится воспитание детей, освящают супружество, делают его благодатным перед Богом и почетным перед людьми.

Если мы хотим сохранить наш народ от вымирания, необходимо неотлагательно прививать подрастающему поколению евангельские основы жизни и православное понимание предназначения человека. Надо, чтобы российская семья снова стала домашней Церковью, как это было на Руси прежде, чтобы она служила спасению всех ее членов и христианскому воспитанию детей. В этом школа и общество должны опираться на опыт Церкви. А церковная среда должна использовать все возможности, которые Бог посылает ей для служения в современном мире.

Мы должны донести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость Таинства брака, полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созидания семьи и воспитания детей. Наша молодежь должна знать примеры достижения святости через подвиг семейной жизни. Их много в житиях святых. Пусть они составят материал для издательской серии, будут положены в основу сценариев фильмов и постановок для юношества, станут темой школьного праздника, аргументами в диспутах или предметом научных исследований. Главное, чтобы для подрастающего поколения были известны их светлые образы, чтобы они увлекали своим примером любви и служения Богу и ближним.

Особое внимание мы должны уделять молодой семье. Надо понимать, что молодые супруги проходят очень нелегкий этап своей жизни. Рождение новой семьи требует особой внутренней работы, напряжения души. Молодожены узнают не только лучшие стороны друг друга, но и открывают недостатки. Воспитание, характер, привычки — все в другом человеке иное, и чтобы сложился общий уклад жизни, единодушие, надо быть готовым уступать, терпеть, оправдывать другого. Чтобы молодые супруги научились терпению и взаимопомощи, сопереживанию и верности, а появление в семье малыша всегда было желанным, необходимо, чтобы они имели православное мировоззрение и жизнь их освящалась церковными таинствами и христианским подвигом, во всех трудных обстоятельствах они прибегали бы к молитве и духовному совету. Для этого надо, чтобы храм стал для них родным и близким, а церковная община — большой семьей, где никогда не оставят в беде.

Но чтобы дойти до сердца каждого молодого человека, необходимы наши собственные усилия, наше самоотверженное служение. Священник, весь церковный причт и работники храма должны проявлять любовь и терпение, только так можно обрести подрастающее поколение. Надо, чтобы каждый зашедший в храм молодой человек оставался в нем навсегда; каждая встреча, каждое соприкосновение с церковной средой пробуждало в молодежи интерес к духовной жизни, вело в ограду Церкви; чтобы в храме молодые люди встречали не критические замечания и нетерпимость, но апостольскую любовь и заинтересованность в спасении каждого человека.

Теперь многие молодые люди приходят в храм на венчание. Но, как правило, они воспринимают его лишь как красивый обряд и не осознают истинной силы Таинства и своей личной ответственности. Поэтому им необходимо разъяснять, что во время венчания супруги дают обещание перед людьми и Богом, что всю свою оставшуюся жизнь они будут хранить супружескую верность, поддерживать друг друга и воспитывать детей в вере и благочестии, что по молитвам священника Бог незримо дает им особую благодать и Свое благословение на этот подвиг всей жизни, а во всевозможных препятствиях и жизненных трудностях Бог всегда услышит их молитвы о помощи. Если венчающиеся будут приступать к Таинству брака с таким сознанием и соответствующими чувствами, то они наверняка постараются стать верными супругами, хорошими родителями и ревностными христианами.

Мы должны не только ждать, когда молодые люди обратятся к нам за советом, но идти к ним навстречу, и не с холодным назиданием, а с живым стремлением помочь, разделить печаль, подарить радость. Надо осваивать такие формы работы с молодежью, которые ею востребованы, с целью поддержать молодую семью, разрешить внутренние проблемы, удержать от отказа иметь детей. Главное, чтобы наши отроки и юношество ощущали, что они не безразличны Церкви. Этому может послужить, например, проведение церковных праздников — как тех, которые объявлены государственными — Пасха, Рождество Христово, день Казанской иконы Божией Матери, так и храмовых престольных праздников и дни памяти святых покровителей христианского брака.

Чтобы не погибла Россия, именно Русская Православная Церковь должна поднять подвиг духовного преображения, вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обращая основное внимание на воспитание молодого поколения. Однако одной только активности со стороны Церкви недостаточно. Мы готовы к сотрудничеству с системой образования, медициной, общественными организациями, — пусть забота о будущем нашей Родины станет основным содержанием нашего соработничества. Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит наш народ. Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народом Божиим — хранителем Православия.

 

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008












ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика