Церковный вестник


№ 11(384) июнь 2008 / Официальные документы

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Орловскому и Ливенскому Иерониму

2 июня, в праздник обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, где покоятся мощи Первосвятителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию.

За литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин архиерейской хиротонии архимандрита Иеронима (Чернышова), настоятеля московского храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке, во епископа Орловского и Ливенского.

Святейшему Патриарху сослужили: митрополиты Калужский и Боровский Климент, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископы Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Орехово-Зуевский Алексий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Шатурский Никодим.

 

 

Преосвященный епископ Иероним!

Волей Божией, церковным избранием, через возложение на главу твою Святого Евангелия и рук архиерейских освящен ты благодатью Святого Духа и поставлен во епископа.

Что скажу тебе в назидание при настоящем, столь знаменательном для тебя событии? Сейчас ты стоишь на пороге новой для тебя жизни и нового труда — ношения нелегкого архиерейского креста. Ты знаешь, что епископство дело трудное, ответственное перед Богом, паствой и своей совестью. Оно многогранное. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит, что служение епископское — высокое, трудное и спасительное: высокое — по благодати, данной ему, смиренное — по примеру и заповеди Спасителя Христа, трудное — по причине страстей и немощей человеческих, спасительное — по своей цели.

Епископ должен быть высокой, святой жизни, ни в чем не подающий соблазна своей пастве. Он должен быть смиренным в своих мыслях, сильным по своей воле, сведущим и мудрым в понимании Священного Писании. «Какая власть больше этой?!» — восклицает святитель Иоанн Златоуст. От этой власти и ответственности убегали святые мужи. Преподобный Сергий Радонежский на увещания святителя митрополита Алексия принять епископский сан ответил: «Выше меры моея есть дело сие».

Понятен страх и трепет, которые ты должен испытывать, принимая этот апостольский жребий. Но если пророк Божий Иона побоялся идти в Ниневию искоренять грех и проповедовать покаяние и за это был причиной бедствия на море не только для себя, но и для всех, находившихся с ним, то тем более ты, как и всякий человек, имеющий свои немощи и недостатки, не можешь противиться воле Божией, призывающей тебя на этот трудный подвиг.

Твердо верь словам, сказанным Христом Спасителем апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).

Уповай на милость Божию, которая всегда готова наставить, укрепить и поддержать немощного. Мы глубоко убеждены в том, что в деле созидания Церкви Христовой каждому пастырю и архипастырю преподается благодать Божия, «немощная врачующи и оскудевающая восполняющи».

Прими это призвание как дар Божий, свыше сходящий на тебя, прими его как святыню Господню, туне тебе даруемую, прими его как высокий подвиг, обязующий тебя к полному и постоянному вниманию к самому себе и вручаемому тебе делу, да потерявшуюся отыщешь, угнанную возвратишь, пораненную перевяжешь, больную укрепишь (Иез. 34, 16).

Да поможет тебе Господь «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2, 24–25), «держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22), «храни таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9), чтобы «ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

Мы сегодня молились, чтобы Господь укрепил твои силы и помог следовать заповедям Господним, апостольским правилам, законам Церкви, Святым Отцам «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. 3, 10).

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2  Тим. 4, 2), чтобы на закате дней твоих ты мог, по милости Божий, с чистой совестью сказать словами святого апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4, 7).

Помни, что вручаемая тебе паства — не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над наследием Божиим, но подавать пример веры, молитвы, истинного благочестия.

Архиерейское служение открыто миру, обществу, это свеча, высоко стоящая на церковной свещнице и светящая всем, даже не пребывающим в спасительном лоне Церкви Христовой. Архиерейское служение сопряжено со многими внешними проявлениями почтения и признательности. Но духовная, внутренняя жизнь должна быть окружена тайной, непроницаемой для людей и открытой только Богу.

Фимиам мирской славы туманит голову, рукоплескания толпы возбуждают к ним вкус и тщеславную любовь, и самому, почти не замечая того, можно начать их желать и искать. Нужно большое нравственное мужество и устойчивость воли, чтобы не поддаться соблазну и оттолкнуть от себя славу мира, которая назойливо преследует тех, кто облачен высокой церковной властью. Невозможно требовать награды от Бога, получив славу и похвалу здесь, как награду от людей.

Твоя архиерейская хиротония совершена в Богоявленском кафедральном соборе первопрестольного града Москвы. Многие десятилетия он был главным соборным храмом Москвы. Здесь находится чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, цельбоносные мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Стены этого храма намолены молитвами многих поколений москвичей. В этом соборном храме в годы Великой Отечественной войны возносились горячие молитвы о воинах, которые сражались, защищая Родину. Сколько слез, молитв и воздыханий было пролито и вознесено в этом храме! Образ великого святителя Земли Русской митрополита Алексия да будет для тебя примером, и молитвенное предстательство его да укрепляет тебя в предстоящем твоем архипастырском служении. Да будет оно благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для тебя и паствы твоей.

Нелегкий путь предстоит тебе, но благодатная помощь велика и обильна. В знак духовной силы, преподанной тебе в великом Таинстве, вручаем тебе жезл, который да напоминает тебе непрестанно о необходимости и cамому шествовать, и паству свою вести ко спасению в жизнь вечную.

 

Слово архимандрита Иеронима (Чернышова) при наречении во епископа Орловского и Ливенского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, духоносные архипастыри Божии!

Христос Воскресе!

Когда я узнал об определении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода нашей Святой Церкви быть мне, многогрешному и недостойному, епископом, сердце мое исполнилось смущения многого, и, по слову псалмопевца Давида, «страх и трепет прииде на мя» (Пс. 54, 6).

Господи! Мне ли, не научившемуся управлять собой, быть управляющим епархией? Могу ли я встать на сей великий свещник, чтобы светить верным людям? Ведь светильник мой едва теплится от скудости елея добрых дел моих.

Что есть во мне хоть сколько-нибудь стоящего, что могло бы вмениться мне, чтобы я стал епископом Церкви Твоей, которую Ты приобрел бесценною Твоею Кровию?

Знаю я, что путь епископского служения есть путь беспрерывных трудов и подвигов; путь терпения, страдания, уничижения; путь крестный. Сам Великий Архиерей Господь Иисус Христос, пройдя свой Крестный путь до Голгофы, сказал продолжателям дела Его на Земле: «Аще кто Мне служит, Мне да последствует» (Ин. 12, 26). Страшится человеческая немощь моя сего Божественного последования. Страшится подвигов Голгофских.

Трепещу я епископского избрания и служения, однако уклонение от него будет подобно непослушанию и своеволию, а это есть грех против воли Божией. Боюсь быть «всем для всех», нести «немощи немощных», но слышу я голос Господа: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37), нахожу утешение в словах Божиих, сказанных пророку Исайе: «Ты Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41, 9?10). И потому вместе с пророком-мучеником восклицаю: «Вот я, пошли меня», Господи (Ис. 6, 8), ибо «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15).

Вдумываясь в смысл и значение моего нового послушания, я представил себе состояние избранников Божиих, которые боялись своего избрания, но, подкрепляемые силой Божией, которая и «немощных врачует, и оскудевающих восполняет», шли и творили великие Божии дела.

В очередной раз я перечитал житие святителя Григория Неокесарийского, в храме которого мне суждено было служить последние 14 лет, где меня удивляло, что он бежал от епископства в пустыню, сопоставляя высоту святительского служения и свое недостоинство. Но так как Господь избрал его, то ему невозможно было уже уклониться от этого избрания, и он, вопреки желанию, был епископом Церкви Христовой и принес великие плоды в сокровищницу церковную. Так размышляя, я еще глубже осознал, что и волос с головы нашей не падает без воли Божией, и сие поставление на великое дело архиерейского служения есть воля Божия, а не личные достоинства или заслуги поставляемого. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23), а поэтому я, неключимый раб и недостойный, с глубоким смирением повергаюсь в прах перед Всемогущим Богом, избравшим меня, и перед Вами, Святейший Владыка и Отец, и святители Христовы, свидетели и тайноделатели Его, и умильно восклицаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Оглядываясь на пройденные лета жизни моей, я не нахожу ничего более или менее достойного, высокого, ценного, талантливого, значимого, что могло бы делать меня пригодным к сему высокому служению. Единственное, что я исповедую, что всегда и везде я был рядом с храмом Божиим — в Воронеже, где прошли мои детство и юность; в Коломне, где я служил в армии; в Свято-Даниловом монастыре, где я принял постриг, диаконский и священнический сан; в Троице-Сергиевой Лавре, где я получал богословское образование и воспитывался в духе святоотеческих традиций; в первопрестольном граде Москве; в храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, где до сего дня я нес свое послушание.

«Едино просих от Господа... еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4).

В «сей нареченный и святый» для меня день, предстоя перед Вами, Ваше Святейшество, и сим освященным собором епископов, я искренне исповедую и немощи мои, но и веру свою, и любовь к Церкви Божией и торжественно обещаюсь Всемогущему Господу и Вам, что, Богу содействующу, буду стараться неленостно трудиться в винограднике Христовом до последнего моего издыхания.

Молю Триединого Бога, Пресвятую Богородицу, святителя Григория, чудотворца Неокесарийского, первосвятителей Московских и всех святых: да будут Их помощь, покров и молитвы укреплением в моем новом служении.

Вас же, Святейшего Владыку, Ангела Церкви Земли Российской, и вас, богомудрых архиереев Божиих, слезно прошу: примите меня, недостойного, в свою святительскую любовь, будьте мне старшими братьями, научите меня, как мне пасти вручаемую паству, чтобы ни один член сего словесного стада не был исторгнут из спасительной ограды Церкви Христовой. Да и в час последнего воздыхания моего мог бы я непостыдно предстать перед Неумытным Судией с духовными чадами моими и услышать радостный глас Владыки моего: «Рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21). Аминь.

Христос воскресе!

 

Архимандрит Иероним (в миру Чернышов Игорь Анатольевич) родился 12 июля 1966 года в Воронеже. В  1985 году окончил исторический факультет Воронежского педагогического университета. После службы в армии, в 1987 году, поступил послушником в возрождающийся Данилов монастырь. В 1988–1989 годах обучался в  Московской духовной семинарии.

В 1990 году принял монашеский постриг, и в том же году состоялись диаконская, а затем и священническая хиротонии отца Иеронима.

В 1994 году указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем восстанавливающегося храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве.

За время настоятельства награжден Святейшим Патриархом наперсным крестом, набедреником, возведен в сан игумена.

В 2003 году возведен Святейшим Патриархом в сан архимандрита.

В 2006 году окончил Московскую духовную академию.

12 июля 2006 года награжден Святейшим Патриархом орденом св. блгв. князя Даниила Московского (III степени).

 

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://