№ 3 (304) февраль 2005 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение участников XIII Международных Рождественских образовательных Чтений к государственному и политическому руководству России, к органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президенту России В.В. Путину,

Председателю Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации С.М. Миронову,

Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания  Российской Федерации Б.В. Грызлову,

Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову,

органам законодательной и исполнительной власти субъектов

Российской Федерации

Состояние российского общества вызывает у нас глубокую тревогу. Невозможно далее откладывать разрешение таких насущных проблем, как демографический кризис, безнадзорность детей, алкоголизм и наркомания подростков и молодежи, оттесненность на обочину жизни многих пожилых людей, рост преступности, ничем не ограниченная пропаганда жестокости и разврата, цинизма и безнравственности.

Утрата духовно-нравственных основ национальной жизни, потеря исторической и культурной преемственности крайне опасны. Экстремизм, грозящий стать одним из самых страшных бедствий XXI века, есть прямое продолжение и следствие пренебрежительного отношения к духовной сути человеческой личности.

Одна из важнейших задач российской школы состоит в передаче лучшего достояния отечественной духовной культуры подрастающим поколениям. Школьники должны не только знакомиться с шедеврами русской литературы и искусства, но, прежде всего, обретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать основополагающие нормы достойной общественной жизни. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди — «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и другие — обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий. Стремление продолжать насильственное отделение культуры и образования от религии и от нравственных оснований жизни общества ведет к тому, что разрушается семья, вымирает народ, ослабевает государство. Ведь не может устоять общество, в котором грех превозносится в ущерб добродетели.

От имени нескольких тысяч участников Рождественских чтений — представителей почти всех регионов России, а также Украины, Беларуси, других стран СНГ и дальнего зарубежья, педагогов, священнослужителей, ученых, деятелей культуры, представителей различных ветвей власти, политиков — обращаемся к вам, выражая озабоченность состоянием российского общества и системы образования, а также предлагая наше видение путей выхода из кризиса.

1. Российская система образования нуждается в восстановлении культурной преемственности, возрождении воспитательных функций на основе отечественных традиций и духовно-нравственных ценностей. Сегодня школа не обеспечивает приобщения учащихся при получении общего образования к знаниям об истории, культуре и ценностях Православия. Православная традиция представлена совершенно неадекватно ее действительному значению в прошлом и в современной жизни российского общества, что препятствует духовно-нравственному, семейному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи. При совершенствовании российской системы образования необходимо включать в содержание государственных образовательных стандартов и программ знания о наследии и традициях отечественной духовной культуры, прежде всего культуры Православия.

2. В развитии и поддержке государства нуждаются все формы изучения религии и религиозной культуры народов России. Ведь знания, не соединенные с верой и нравственностью, слишком часто употребляются во зло. Реализация права граждан на углубленное изучение истории и культуры Православия в государственных и муниципальных школах сегодня особо востребована обществом, ибо направлена на приобщение учащихся к богатствам национальной и мировой культуры, на воспитание ответственного семьянина, патриота и гражданина России, что соответствует фундаментальным целям и принципам государственной образовательной политики. Опыт многих регионов России, где успешно реализуются такого рода программы, показывает, что преподавание учебного предмета религиозно-культурологической направленности «Православная культура» содействует духовному воспитанию личности, формированию должного отношения к российскому историческому и культурному наследию. Этот предмет воспитывает ориентацию на нравственные ценности, противодействует распространению среди детей и молодежи насилия, жестокости, половой распущенности, социальной безответственности, помогает формированию личности, обладающей высокой гражданственностью. Безосновательны административные меры, за преты и ограничения на изучение истории и культуры Православия в российской общеобразовательной школе — это противоречит нормам российского законодательства и признанным Российской Федерацией международным актам в области прав человека.

3. Важно поддержать и активизировать разработку учебных и методических пособий для изучения православной культуры, а также подготовить нормативно-правовую базу, закрепляющую порядок преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний о религиозной культуре в составе вариативной части образовательных программ в форме учебных курсов по выбору. Принцип светскости государства и государственной системы образования не должен трактоваться как запрет на изучение культурного и нравственного наследия традиционных религий в общедоступной государственно-общественной школе. Прямое обучение религии в государственных школах — наиболее распространенная практика в других светских странах.

4. Хотелось бы обратить внимание государственной власти на необходимость системных мер по поддержке негосударственных образовательных учреждений (организаций), реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами. Негосударственной школе, в том числе православным школам, гимназиям и лицеям, в которых верующие имеют возможность получать образование в соответствии со своими убеждениями, сегодня может быть нанесен большой ущерб, если на уровне федерального законодательства не будет  закреплена система мер их поддержки, принятая во всех цивилизованных странах.

5. При осуществлении реформ высшего и среднего образования важно помнить, что они не должны привести к ухудшению уровня образования нашего народа, к расслоению общества на тех, кто из-за бедности будет лишен доступа к знаниям, и тех, кому с детства будут гарантированы престижные дипломы. Нельзя разрушать классических фундаментальных основ русской средней и высшей школы, ее общедоступности и обращенности к человеку, особенно бедному и живущему вдалеке от больших городов. Смена форм собственности образовательных учреждений не должна привести к их уничтожению или к тотальному переводу их в категорию «элитных», малодоступных.

6. Считаем важным скорейшее решение вопроса о государственном признании существующей в России системы православной духовной школы, присуждаемых ею дипломов и ученых степеней.

7. Серьезную тревогу и озабоченность вызывает катастрофическое сокращение численности населения России. Демографический кризис не в последнюю очередь обусловлен духовными причинами, связанными с отходом людей от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, понимания высокой ценности человеческой жизни. Одна из причин демографического кризиса — насаждение в обществе стереотипов потребительского мировоззрения, попрание христианской морали с ее жертвенностью и устремленностью к высоким идеалам, забвение Бога и следование низменным инстинктам. В школьных программах необходимо предусмотреть воспитание такого отношения к сфере отношений между полами, которое укрепляло бы идеалы супружеской верности, целомудрия вне брака, неприятие разврата и безответственности в сексуальных отношениях.

8. Защищать и поддерживать семью — это прямая обязанность государства. Способствуя тому, чтобы молодые семьи не боялись заводить детей, общество и государство должны дать молодым семьям уверенность в будущем, в том числе оказывая им материальную поддержку. Государство должно способствовать тем программам, которые проводит Церковь по поддержке семьи.

9. Мы полагаем, что в целях обеспечения духовной безопасности нашей страны надлежит предусмотреть комплекс мер по защите нравственности, пропаганде отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации. Все здоровые силы нашего Отечества должны активно противостоять пропаганде порока. Нас также тревожит проникновение в школу оккультных практик, суеверий, лженауки и прочих подобных явлений, эксплуатирующих духовный поиск человека в целях получения власти над ним.

10. В деле возрождения культуры и нравственных ценностей, воспитания молодежи необходимо партнерство власти и родителей, общественных и религиозных организаций, других институтов гражданского общества. Системное сотрудничество государства и Церкви в сфере образования и воспитания — условие выхода из кризиса, охватившего российскую школу. Одним из первых шагов видится возобновление работы Координационного совета по взаимодействию Министерства образования и науки с Русской Православной Церковью.

Только совместными усилиями Церкви, общества и государства можно справиться с негативными тенденциями нынешнего развития нашей страны. Надеемся, что все облеченные властью люди достойно исполнят свой долг перед Отечеством и народом.

Москва, 23—29 января 2005 года

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008











ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика