№ 7(380) апрель 2008 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Шатурскому Никодиму

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл и обратился к нему с Первосвятительским словом.

 

Преосвященный епископ Никодим!

Дивным промыслом Божиим, Нашим и Священного Синода волеизволением призываешься ты на великое святительское служение в число епископов Русской Православной Церкви.

Будучи через возложение святительских рук возведен в достоинство преемников апостолов, предстоя перед нашим священным собором, под сводами соборного Храма Христа Спасителя, внимай мыслям и чувствам, которыми хочу поделиться с тобой ввиду ожидающего тебя важного, многотрудного и ответственного служения в Церкви Божией.

Моя мысль в настоящие священные для тебя минуты привлекается одним из событий евангельской истории — явлением Воскресшего Спасителя Своим ученикам на море Тивериадском. Господь обращается к Петру со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?». И, получив ответ, говорит ему: «Паси овец Моих!». Так призывается Петр Самим Господом к высшему пастырскому служению.

Это поручение пасти овцы стада Христова дается Петру при непременном условии — что он любит Христа. Поэтому Господь не сразу после вопроса говорит ему: «Паси овец Моих!», но каждый раз после утвердительного ответа с его стороны: «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15–17).

Безусловно, вопрос Спасителя «любишь ли ты Меня?» имеет значение не для одного только вопрошаемого апостола Петра, не для одних только прочих апостолов, но и для всех преемников их служения.

Поэтому и ты, предстоящий перед нами новый епископ Церкви Христовой, в глубине своей архипастырской совести услышь этот божественный вопрошающий тебя голос: «Любишь ли ты Меня?» и во смирении скажи: «Я люблю Тебя, Господи». Вместе с апостолом и я обращаю к тебе свое слово: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1  Ин. 4, 7–8).

Какова же должна быть святость души и чистота сердца, чтобы, восприняв эту божественную любовь, сделать ее началом архипастырского служения! Какая необходима твердость веры, высота благочестия и глубокое проникновение сердца духом Христа, чтобы достойно нести высокое епископское служение!

Ты родился в простой христианской семье и с детских лет воспитывался благочестивой родительницей в духе христианской веры; от юности ты стремился к иноческой жизни.

Возблагодари Господа за все Его милости к тебе, а наипаче за великое счастье быть служителем Его Святой Церкви.

Мы оказали тебе честь и доверие, избрав тебя викарием Нашей Патриаршей епархии, и твое первое архипастырское служение будет проходить под Нашим непосредственным руководством. Не посрами Наше избрание и, прилагая труды к трудам, духовно возрастай, дабы светильник души твоей горел и светил всем ищущим спасения и жизни вечной.

Принимая сан епископа, вместе с архиерейской благодатью ты одновременно принимаешь на себя и великую ответственность за вверенные тебе души и сердца верующих людей. Отныне тебе придется быть руководителем паствы не только в пределах прихода или монастыря, но приходов, которые могут быть поручены твоему архипастырскому окормлению.

Для того чтобы быть тебе истинным и добрым архипастырем, непрестанно моли Всещедрого Господа, чтобы благодать Всесвятого Духа, «всегда немощная врачующая», которую ты получил в этот священный день твоей жизни, укрепляла твои силы в предстоящих святительских трудах во славу Божию, чтобы, по слову апостола, ты всегда являлся «образом для верных словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12).

Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу должен ты иметь в виду, приняв сан епископа, но бескорыстное самоотверженное служение благу пасомых, до готовности «положить жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).

Доселе твоя деятельность ограничивалась тесным кругом твоих духовных чад. Ты знал их и мог звать их по имени (Ин. 10, 3). Ты давал ответы вопрошающим и советы ищущим. Сегодня нива, поспевшая к жатве, стала для тебя более обширна, и нужно иметь много духовной мудрости, чтобы знать, «как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).

Сохрани как зеницу ока святую веру православную, которую ты исповедал ныне перед многими свидетелями. Принесенная на землю Господом нашим Иисусом Христом и проповеданная апостолами, она дана нам раз и навсегда. Нельзя ни прибавить к ней, ни убавить. Человеческие измышления изменяются и совершенствуются, правда Господня «пребывает во век» (Пс. 110, 3).

Около двух тысячелетий назад апостол Андрей Первозванный водрузил на Киевских горах Святой Крест, символизирующий грядущее христианское просвещение Руси.

Но только в 988 году благодатью Святого Крещения, «словом крестным» о Христе Искупителе рода человеческого, народ, погруженный во тьму язычества, изведен был в чудный свет Богопознания.

Прошло еще тысяча двадцать лет. И вот мы с вами, чада Русской Православной Церкви, весь Великий пост прославляем «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7). Мы познаем тайну нашего искупления и беспредельную любовь Божию к человеку, силу греха и строгость Божественного правосудия.

Сегодня благовременно вспомнить, что тысячу двадцать лет назад «благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит, 2, 11), через святое Крещение явила свою силу на земле наших предков. От тех далеких времен доныне мы видим бесчисленные примеры величайшего самоотвержения христианского, образцы русской святости, изумляющие мир своей высотой, недоступной для естественных сил человеческих.

 Как слабы наши силы, как мы немощны по природе, знает каждый, кто старается жить по закону и духу Христову. Но при помощи благодати, действующей в нас невидимо, особенно в Таинствах Святой Церкви, мы можем сказать с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Благодать Божия неоскудеваема, и пока будет стоять Церковь Христова на земле, а она будет существовать до скончания века, по неизменному обетованию Господа, — в  ней все мы будем находить для себя благодатные токи.

Вступая на путь епископского служения Церкви Христовой и сознавая свою немощь, со смирением уповай на помощь всесильной благодати Божией, покров и заступничество Пресвятой Девы Марии, молитвы святых подвижников веры и благочестия земли Русской.

В знамение вверенной тебе в Церкви Христовой власти прими жезл сей и от данной тебе благодати преподай благословение предстоящим здесь людям Божиим, молитвенно участвовавшим в твоей хиротонии.

 

Епископ Никодим (в миру Чибисов Юрий Валерьевич) родился 30 декабря 1969 г. в православной семье в городе Павловский Посад Московской области. В 1985 г. закончил Павлово-Посадскую среднюю школу № 1, а в 1988 г. — СПТУ № 34. С детства посещал храм Вознесения Господня города Павловский Посад, пел на клиросе. В 1988–1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. С 1990 г. помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм города Павловского Посада, в котором исполнял послушание пономаря и различные другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь. В 1992 г. принят в Московскую духовную семинарию, за время учебы в которой исполнял послушание лектора истории Русской Церкви в иконописной школе при Московской духовной академии. По окончании МДС Учебным комитетом направлен на преподавательскую работу в Саратовскую духовную семинарию, где исполнял послушание старшего помощника инспектора и проректора по воспитательной работе. 24 декабря 1997 г. принял монашеский постриг. 7 января 1998 г. архиепископом Саратовским и Вольским Александром рукоположен в сан диакона, а 18 января — в сан иерея. 5 апреля 1998 г. за успехи в преподавательской работе был удостоен права ношения набедренника. Для проведения восстановительных работ в Троицком соборе города Саратова 29 апреля 1998 г. был назначен и.о. настоятеля этого храма, а 12 октября — настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери поселка Александров Гай. В январе 1999 г. перешел на служение в Москву в храм Воздвижение Креста Господня в Алтуфьево, 13 августа назначен на служение в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. В 2000 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь».

15 апреля 2006 г., Святейшим Патриархом Московским и всея Руси удостоен права ношения наперсного креста. 9 марта 2008 г., в Прощеное воскресенье, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возведен Святейшим Патриархом Алексием в сан архимандрита. 22 марта 2008 г. в Патриаршей резиденции в московском Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Никодима во епископа Шатурского, викария Московской епархии.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008












ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика