№ 1-2 (302-303) январь 2005 / История

Следующая статья...»

Памятные Даты 2005 года

1680 лет Первому Вселенскому Собору

1680 лет тому назад, в 325 году, в городе Никее по предложению императора Константина Великого собрался Первый Вселенский Собор, на который, по преданию, съехались 318 Отцов Церкви. На Соборе, как писал историк В.В. Болотов, «нужно было произнести суд над арианством и утвердить православное учение. Но для этого следовало засвидетельствовать веру так, чтобы ясна была ее полная противоположность арианству, выразить христианское учение в такой форме, чтобы каждый — и образованнейший из епископов, и самый простой — признал в ней изложение своих собственных убеждений, предания своей церкви».

По словам протопресвитера Александра Шмемана, «значение Никейского Собора прежде всего, конечно, в одержанной на нем величайшей победе Истины. От него не осталось, как от других Вселенских Соборов, никаких протоколов или “деяний”. Известно только, что Собор осудил арианство, а в традиционное содержание крещального символа веры ввел новое уточнение об отношении Сына к Отцу, назвав Сына единосущным Отцу, то есть имеющим ту же сущность, что Отец, и, следовательно, равным Ему по Божеству. Слово это... было настолько точным, что исключало какую бы то ни было возможность перетолкования: арианство им осуждалось безоговорочно. Но именно это слово и оказалось на долгие годы камнем преткновения и соблазна, ввергло Церковь в длительную смуту», которая закончилась лишь на Втором Вселенском Соборе 381 года.

 

 

450 лет Казанской епархии

и 1000 лет Казани

В этом году отметит свое 450-летие Казанская епархия Русской Православной Церкви, возглавляемая ныне архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. Епархия была учреждена по приказу Ивана Грозного в 1555 году. Первым архиепископом Казанским и Свияжским стал Гурий (Руготин), который отправился на место с инструкцией «в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников». Первым митрополитом епархии (с 1589 года) стал святитель Гермоген, впоследствии — патриарх Московский и всея Руси. Именно он составил описание чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери.

Казанская епархия прославилась своей миссионерской деятельностью; с 1789 году действовала духовная академия, созданная трудами архиепископа Амвросия (Подобедова) и известная своей апологетической направленностью и подготовкой миссионеров среди инородцев. При академии развивалась школа переводов богослужебных текстов на инородческие языки. Во второй половине XIX века в епархии развернул активную деятельность известный миссионер и переводчик, «апостол казанских инородцев» Н.И. Ильминский.

Сегодня в епархии возрождаются традиции миссионерской и просветительской деятельности. Активно развиваются национальные (крященские, чувашские) приходы Казанской епархии.

Празднование юбилея епархии будет приурочено ко дню явления Пресвятой Богородицы во граде Казани (21 июля).

 

400 лет со дня рождения

патриарха Никона

В 1605 году в деревне Вельдеманово под Нижним Новгородом, «от простых, но благочестивых родителей — отца по имени Мина и матери Мариамы» родился будущий патриарх Никон. Проведенная им богослужебная реформа привела к трагическому расколу Русской Православной Церкви, который не преодолен до сегодняшнего дня. Стремление Никона усилить патриаршую власть, которое находилось в противоречии с абсолютистскими тенденциями самодержавной власти, привело к острому конфликту, в результате которого Никон в 1658 году покинул патриарший престол, а в 1666 году был официально низложен соборным судом.

Эпоха патриаршества Никона ознаменовалась высоким культурным подъемом, расширением контактов с Греческими Церквами, переводом и изданием новых книг, обширным архитектурным строительством. Патриархом Никоном был воздвигнуты три крупных монастыря: Новоиерусалимский Воскресенский, Крестный на Кий-озере и Иверский Валдайский.

Святейший Патриарх Алексий во вступительном слове к альбому, посвященному 350-летию интронизации патриарха Никона, подчеркивал: «Опыт прошлых столетий свидетельствует, что и попытки создания теократии, то есть полного подчинения всей жизни общества церковному управлению, и желание сделать церковное управление частью государственного аппарата, подчинить духовную власть светской, приводят к негативным последствиям и для общества, ввергаемого в катаклизмы политических и идеологических волнений и революций, и для духовного здоровья народа. История XVII столетия дала нам урок, позволяя на живом примере убедиться, что имеющие различные природы Церковь и государство не могут и не должны сливаться в единое целое, «ибо порядок священства один, а порядок царства другой», но сотрудничая, они должны и могут вместе трудиться во благо своего народа».

 

625 лет Куликовской битвы

«Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле»

В.О. Ключевский625 лет назад, 8 сентября 1380 года, утром в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, сошлись в жестокой битве при слиянии рек Дон и Непрядва русские полки под предводительством великого князя Димитрия и войско, возглавляемое татарским темником Мамаем. Победа в битве на Куликовом поле стала знаковым событием для всей русской культуры. Предание связывает победу князя Димитрия с именем преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя перед битвой. Как замечал В.О. Ключевский, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Хотя и после победы русских на Куликовом поле ордынские войска не раз совершали набеги на Русь, это событие стало переломным именно в сознании русского общества и в усилении государственной власти на Руси. По словам историка С.Ф. Платонова, «Куликовская битва имела громадное значение для северной Руси и для Москвы... Приняв на себя татарский натиск, Димитрий явился добрым страдальцем за всю землю Русскую; а отразив этот натиск он явил такую мощь, которая ставила его естественно во главе всего народа, выше других князей».

Последствия Куликовской битвы для исторического сознания народа со временем только возрастали. Это хорошо видно на литературных памятниках Куликовского цикла, наиболее знаменитые из которых — «Задонщина» (вторая половина XV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XVI в.). Образ Димитрия Донского как защитника Руси и православия становится образцом для подражания. Спустя 100 лет после битвы ростовский архиепископ Вассиан Рыло, призывая Ивана III твердо встать на защиту православия, приводил ему в пример и Александра Невского, и Димитрия Донского, который «сам бился наперед других и живота своего не щадил». 

На Руси было воздвигнуто множество храмов, посвященных героям Куликовской битвы. В Москве это храмы Всех Святых на Кулишках и Рождества Пресвятой Богородицы Старо-Симонова монастыря, где захоронены останки героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби.

К 500-летнему юбилею Куликовской битвы на легендарном месте захоронений воинов, павших во время сражения, в с. Монастырщина был возведен каменный храм во имя Рождества Богородицы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси создан Оргкомитет по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения, под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии.

 

300 лет православию

на Камчатке

Первая группа миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом прибыла на Камчатку в 1705 году. С тех пор трудное дело миссии среди язычников не угасало в этом крае. Миссионеры овладевали инородческими языками, переводили богослужебные тексты на местные языки, лечили местных жителей и давали им начальное образование. Наибольшего рассвета миссионерская деятельность достигла при святителе Иннокентии (Вениаминове) — первом епископе Камчатском, Алеутском и Курильском (с 1840 года) — известном миссионере, просветителе и подвижнике благочестия XIX столетия.

Другим выдающимся просветителем Камчатки следует назвать епископа Нестора (Анисимова), инициировавшего учреждение Св. Синодом в 1916 году Петропавловской и Камчатской епархии. Прожив долгие годы среди камчадалов, епископ Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский — молитву «Отче наш», заповеди Моисея, Заповеди Блаженства и другие молитвы. В настоящее время Музеем Православия, открытым недавно в Петропавловске-Камчатском, готовятся материалы к его канонизации.

Сегодня на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона.

По решению Св. Синода для проведения в 2005 году общецерковных торжеств, посвященных 300-летию православия на Камчатке, была создана Комиссия под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии.

 

250 лет Московскому

университету

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова отмечает в этом году свой 250-летний юбилей. Указ об открытии Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 года, в день памяти великомученицы Татианы. Московский университет, как и Московская духовная академия, имел своим прообразом Славяно-Греко-Латинскую академию. Эти учебные заведения всегда находились в тесной взаимосвязи. В них одновременно преподавали такие известные ученые, как канонисты Н.К. Соколов, А.И. Алмазов, И.М. Громогласов, патролог И.В. Попов, историки А.И. Покровский, Н.Г. Попов и др. Известный историк В.О. Ключевский также был профессором и МДА, и Московского университета.

Одним из главных событий, приуроченных к юбилею, является завершение строительства здания фундаментальной библиотеки МГУ на Воробьевых Горах, а также строительство 3-го гуманитарного корпуса на Воробьевых горах, в котором расположится экономический факультет МГУ.  В Государственном историческом музее в конце января откроется выставка «250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова». В рамках празднования юбилея в декабре уже прошла научная конференция «Московский государственный университет и Московская духовная академия: 250 лет совместного служения России». В приветствии Святейшего Патриарха Алексия участникам конференции было отмечено, что «значение Московского университета для всей России, более того, для всего мира сложно переоценить. Здесь со времени его основателя Михаила Васильевича Ломоносова обучались и преподавали лучшие умы России. Московский университет всегда был и по-прежнему остается эталоном российского образования. Но помимо того, что Московский университет готовит высокообразованных специалистов во всех областях науки и знания, процесс образования в МГУ всегда был связан и с нравственным воспитанием молодежи, поскольку от этого во многом зависит будущее нашего образования, будущее нашего Отечества».

В этом году также отмечает свой 10-летний юбилей после восстановления Татианинский храм при Московском университете, который был открыт в 1791 году и являлся центром церковной жизни университета; в этой церкви отпевали многих ученых, оставивших значительный вклад в русскую культуру: Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, А.Г. Столетова, С.Н. Трубецкого, В.О. Ключевского и др.

 

60 лет со дня

Великой Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Эта победа, стоившая жизней 28 млн. человек, стала возможна благодаря консолидации русского общества, изнуренного и подавленного бесконечными репрессиями со стороны власти, во имя защиты своего Отечества как дела правого и  праведного. Именно такие черты характера российского человека, как жертвенность, героизм, выносливость, нетребовательность, стойкость стали фундаментом Великой Победы. Предстоятель Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны, когда многие государственные и партийные руководители находились в растерянности, обратился к народу с посланием: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу».

Патриотическая деятельность Церкви имела большое значение для православных СССР, миллионы которых воевали на фронте и в партизанских отрядах, работали в тылу. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонений на Церковь. Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) в 1943 году говорил: «Мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям особенно, как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный».

Духовенство поддерживало свою паству и в блокадном Ленинграде, и на оккупированных территориях, и в тылу, где голодающее население обеспечивало фронт всем необходимым для продолжения борьбы, и в госпиталях, некоторые из которых размещалась в сохранившихся монастырях на полном содержании и обслуживании монашествующих. Так, крупные госпитали находились в Киевском Покровском и Одесском Михайловском женских монастырях. Известен подвиг святителя Луки (Войно-Ясенецкого), трудившегося в Красноярске в должности главного хирурга эвакогоспиталя.

Церковью была также собрана огромная сумма пожертвований на нужды армии, составившая к концу 1944 года более 200 млн. рублей. На церковные деньги были созданы танковая дивизия «Димитрий Донской» и самолетная эскадрилья «Александр Невский».

План церковных мероприятий в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне утвержден на заседании Священного Синода 24 декабря 2004 года, центральным событием станет Литургия 9 мая, которую совершит Святейший Патриарх под открытым небом на Поклонной горе в Москве.

Подготовила Надежда Белякова

Следующая статья...»

№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 11 (312) июнь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика