№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / История

Следующая статья...»

Жича- Сербская притча

39,3 Kb [400X300]Монастырь Жича находится в самом сердце Сербии, в окрестностях исторической области Рашка. Основал эту обитель в начале XIII века св. Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон), а строителем ее был святитель Савва. Оба они — сыновья великого сербского святого государя Стефана Немани — прп. Симеона Мироточивого, родоначальника династии Неманичей, давшей Вселенской Церкви небывалое число угодников Божиих.
Много трудов приложили святые братья на благоустроение своей задушбины (то есть «за душу» пожертвованной). В 1219 году св. Савва был хиротонисан в архиепископа отныне самостоятельной Сербской Церкви. Из Византии он привез мастеров для росписи Спасова дома — Жичского собора Вознесения Господня.
Соборной церкви новоустановленной Архиепископии святитель желал придать вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связать ее с первой, старейшей, апостольской церковью — Сионской горницей в Иерусалиме, «матерью всех церквей», которую основал сам Спаситель. Определяя для наиболее видных мест в церкви те евангельские события, которые предание связывало с Сионом, св. Савва в некоем идеальном смысле сотворил из Жичи новую Сионскую горницу. Это были события исключительной важности для основания христианской Церкви: на Сионе Христос учредил Тайную вечерю, установил Таинство евхаристии, изрек первосвященническую молитву и поставил апостолов своими преемниками; здесь Христос явился апостолам и уверил Фому, что Он есть Воскресший Господь, ублажив «не видевших и уверовших» (Ин. 20:29); на Сионе, вновь явившись апостолам, послал их проповедовать Его спасительное учение всем народам; на Сионе же апостолы приняли Святого Духа.
В Жиче эти события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло храм Сионской горнице. Апостолы были изображены в нижнем ряду — как основание Церкви и образец для своих преемников, сербских архиереев. Исполненный уважения к св. Савве, хорошо зная Предание и имея перед глазами фрески Спасова дома, святитель Никодим столетием позже написал предисловие к переводу Иерусалимского Типикона на сербский язык, объяснив деяния великого сербского первосвятителя: как Моисей создал скинию по образу, показанному ему Богом на Горе, так и Савва построил «сию великую церковь» по образу Сионской горницы и церкви св. Саввы Освященного, кои видел в Иерусалиме. И коль скоро Сербская Церковь подобна сим Иерусалимским святилищам, естественно, она должна быть подобна им и по уставу, который ныне переведен. Св. Никодим наглядно выстраивает символическую линию: Небесная Церковь — Моисеева скиния — Сионская горница — Жича и Церковь в Сербии.

38,4 Kb [292X390]Во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов день — храмову славу (престольный праздник) 1221 года, во время великого церковно-державного Собора. На этом Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич — первый сербский православный король, получивший титул Первовенчанного.
Эти две даты — 1219 и 1221 гг. — наиважнейшие в истории Сербии. Почти одновременно были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство, как единый народный организм в целокупности души и тела. Таким образом, Жича стала воплощением симфонии двух властей — духовной и монархической.
Жичский Спасов дом, названный «Великая церковь», или «Мати многим церквам», почитается как место поставления первосвятителей и венчания на престол самодержцев. О нем с восхищением писали летописцы: в день коронации Стефан «несказанною радостию радовашеся, не ради венца царства и многоценной багряницы, но ради великого множества народа, явльшагося от всех стран да видят церкву его како вельми красна есть».
Последующими благоукрасителями храма стали святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и св. благоверный король Милутин, чьи сорок задушбин до сих пор украшают Балканы, Святую Землю и Царьград.
Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими ему обильные доходы. Природа, окружающая обитель, не только прекрасна, но и плодородна, отсюда и его название: Жича означает «богатая житом». Лишним доказательством тому служит житная яма, обнаруженная недавно в ходе археологических раскопок у внешней паперти. Эту находку можно связать с отмечавшимися здесь великими праздниками и днями, в которые совершается панихида, поскольку жито использовалось для колива и хлебов освящения, раздаваемых народу.
Среди древних святынь Жичи, согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, были частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды, — Дом Спасов, как престол архиепископов и коронационная церковь, служил укреплению правой Веры в народе и обеспечивал законность и преемственность последующим хиротониям владык и коронациям государей. В народном эпосе обитель воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол 19 сербских королей, последний из них — в начале ХХ века.
Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи — то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находятся сербский народ и держава. Багряный цвет храма, являясь символом монархической власти, одновременно напоминает и о пролитой православными на этих просторах крови. Монастырь подвергался нашествию куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана... Из-за этого приходилось на время переносить архиепископию на жичское подворье-метоху в Печ, а затем неоднократно поновлять разоренные фрески, восстанавливать разрушенные стены, заново собирать братию. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все безчисленные святыни были безвозвратно потеряны.
Опустевшую неманичскую задушбину в 1804 году обновил основатель королевской династии Карагеоргий, приведя монахов из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители.
В XX веке, в период между двумя мировыми войнами, при короле Александре Карагеоргиевиче были проведены масштабные реставрационно-ремонтные работы. В 1930-х гг. об обновлении зданий и о духовном развитии монастыря заботился владыка Николай (Велимирович). В то время духовная жизнь в Сербии достигла расцвета, и Жича была полна монахов. Здесь нашли приют и несколько наших соотечественников после своего бегства из России. В монастыре трудились русские зографы Иван Мельников и Николай Майендорф. Сам владыка Николай был великим русофилом. Его духовником был русский монах Харитон, и когда он преставился ко Господу, владыка много горевал. Сербские газеты писали: «Сын Великой Сербии плачет над сыном Великой России».
Как и весь сербский народ, особенно тяжелые испытания монастырь пережил во время Второй мировой войны. При бомбардировке часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения (келлии, типография) были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Но владыка сразу же взялся за восстановление порушенного. Самому ему не удалось завершить работы: он был арестован и заключен в концлагерь Дахау вместе с Сербским Патриархом Гавриилом, а после войны был вынужден перебраться в Америку.
После войны начинается новый период в жизни Жичи: впервые в своей истории она стала женской обителью. При коммунистах открыть женский монастырь было легче, поскольку «опиум народа» считался скорее уделом «неразвитых женщин». С Божией помощью монастырь был вновь отстроен.
Во время землетрясения 1987 г. сильно пострадал монастырский собор. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Спасов дом обрел приближенный к первоначальному вид.
В течение последнего десятилетия силами монастыря были обновлены также трапезная и церковь свт. Саввы, построенная и расписанная русским живописцем Николаем Майендорфом. Тогда же произошло чудесное обретение образа святого благоверного царя-мученика Николая Александровича. Надо сказать, что фон настенных росписей выдержан, согласно византийской традиции, в глубоких синих тонах. Слева и выше входной двери в северо-западном углу храма оставался незаписанный (как думали) прямоугольник. Когда в ходе ремонтно-реставрационных работ его стали расчищать, от стены отделился лист плотной синей бумаги. А за ним явился образ Государя со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами. Лист крепился к стене простыми кнопками, что видно даже по фотографии. Так был сокрыт от возможного поругания коммунистами лик царственного страдальца.
Напомним, что в период между двумя мировыми войнами Синод Сербской Церкви был просто завален свидетельствами о горячем почитании сербами убиенного императора и просьбами о его скорейшей канонизации. «Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землею, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов с евангельской ясностью, несомненностью и неоспоримостью», — сказал в 1932 г. владыка Николай Жичский в проповеди на день св. кн. Владимира.
Остается сказать несколько слов о современной жизни святой обители. По сегодняшним меркам, монастырь большой, самый крупный в Сербии — 45 насельниц под окормлением настоятельницы игумении Елены и духовника архимандрита Герасима. Несмотря на строгость устава, сестры с радостью трудятся на послушаниях как по хозяйству, так и в иконописной мастерской. Обрабатываются обширные монастырские угодья, строятся новые келейные корпуса, значительно расширена территория монастыря, возведены новые стены и ворота.
Конечно, народные беды не обошли и обитель. До самого последнего времени, пока общими усилиями не было построено жилье, в самом монастыре проживали беженцы из Косова и Метохии. Одна косовская семья до сих пор живет при бывшей монастырской мельнице. Но можно быть уверенным, что не несчастны те, кто прибегает под кров святой обители. Ведь коль скоро церковь на земле есть символ Храма Небесного, каждое вхождение в нее подразумевает и посещение Вышнего Царствия. Летописцы свидетельствовали, что во время венчания на царство св. блгв. Стефана Спасова церковь была «столь величественна, что всяк в нее входящий мыслил: да есть земное Небо».

  Мария Мелькова  

Следующая статья...»

№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 11 (312) июнь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика