Памяти митрополита Антония
12 сентября исполнилось 40 дней со дня блаженной кончины митрополита Сурожского Антония. В этот день во многих храмах Русской Православной Церкви были отслужены панихиды. Наша редакция продолжает получать множеств письма, в которых читатели — епископы, священники и миряне — выражают свою глубокую скорбь и вспоминают о своих личных встречах с митрополитом Антонием. На днях мы получили слова, которые прозвучали в день похорон владыки Антония. Некоторые из них были произнесены по-английски, и понадобилось некоторое время для перевода. Мы благодарим монахиню Ксению (Минихан) за их перевод на русский язык.
Слово митрополита Филарета
Прости нас, Владыко и отец, брат и сослужитель, мудрый наставник и пастырь-душепопечитель, и по отшествии своем от земли во обители небесныя помни о нас, верно чтущих тебя! Сказанное слово, и Патриарха и Синода, и паствы нашей еще раз свидетельствовали о той большой любви, которую мы питаем к тебе. Сегодня конец словам! Сегодня вступает в силу молитва о упокоении твоей души. Так как в живых ты с нами молился и горел любовью к Богу, так не престай и на небеси быть ходатаем о меньшей братии, о сотаинниках твоих, о всех верно помнящих и почитающих тебя. Царство тебе небесное! Вечный покой!
Речь архиепископа фиатирского Григория
«...Блаженны мертвые, умирающие о Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13).
Сегодня, дорогие братья и сестры о Господе, мы пришли встретить и приветствовать в последний раз нашего дорогого брата во Христе, митрополита Антония (Блума), поблагодарить одного из великих духовных наставников двадцатого столетия за его жизнь и деятельность и помолиться о том, чтобы Господь упокоил душу его, «идеже праведнии упокояются». Говоря словами церковного песнопевца: «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога».
Антоний (Блум) был светилом среди православных епископов, и очень во многих отношениях именно для своей Церкви он трудился. И тем не менее его влияние и духовное величие получили признание не только принявших учение Владыки, Которому он служил, но и многих из тех, кто никогда в жизни своей не станет православным. И вот сегодня мы все собрались вместе в той церкви, где он так часто служил и проповедовал; и мы поминаем его и отдаем ему дань уважения за те 54 года, которые он преданно служил Русской Православной Церкви здесь, в Лондоне, этом историческом городе.
Он родился вне своей любимой России, получил образование во Франции, а в этой стране служил во времена очень трудные как для России, так и для всего мира. Однако, несмотря на свой космополитический характер родившегося в диаспоре человека, он никогда не терял глубокой любви к языку, культуре и традициям земли своих родителей. Это было видно по его образу жизни и ясно из его учения. Действительно, можно сказать, что душа его была так же широка и необъятна, как русская земля, которой он так гордился. В некотором отношении он разделял трагические судьбы своей страны. Его личность была так сформирована — по извечному плану Божию, — чтобы вдохновить его на служение не только России, которую он любил безгранично, но — в черные дни оккупации — послужить и той стране, где получил образование, и этой стране, которая была открытой, свободной и оказывала поддержку таким, как он, людям. В самом деле, именно в этой стране он раскрыл все свои возможности и впоследствии служил ей так замечательно. Митрополит Антоний был одаренным человеком, у которого были и вера, и выносливость, необходимые, чтобы проповедовать благую весть о Спасении в постоянно меняющемся мире, в том мире, чьи «яркие огни» смущают и соблазняют беззащитных и слабых. В таких обстоятельствах он доискивался до глубин евангельской истины и под социальным и духовным давлением жил и служил Триединому Богу.
Его писания о молитве, плод собственного духовного опыта, обогатили жизнь бесчисленных тысяч людей. Страницы его книг или тех, к которым он написал предисловия, дают представление о подлинности его духовной встречи со Спасителем нашим, Иисусом Христом, Его Матерью и святыми, также как и о глубине его личной веры. У него был не слабый голос придирчивого проповедника, а мощный голос провидца, обращенный непосредственно к сокровеннейшим глубинам человеческого существа. И хотя он ныне почил, голос его не смолкнет, а будет продолжать звучать для многих будущих поколений.
О митрополите Антонии шла слава как о человеке, способном дать духовный совет; и много было тех, кто подходил под его епитрахиль и омофор и там обретал спасение и очищение от грехов. Эти бессчетные души он теперь вручает Богу. Может ли священник или епископ преподнести Живому Богу лучший подарок? Его духовничество получало закалку в молитвенной и аскетической его жизни.
Словно второй святой Амвросий, он всегда держал свою дверь открытой для тех, кто искал помощи и духовной поддержки. Как его собрат епископ и как тот, кто многократно — особенно в течение последних пятнадцати лет — имел возможность обсуждать с ним духовные и другие церковные вопросы, я всегда знал, что мнения его будут обдуманными, а слова — выбранными удачно. Что касается моего непросвещенного мнения, я искренно верю, что он послужил хорошо и ныне достоин услышать слова Господа, говорящего верным Своим рабам: «Войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 23).
Полагаю, я не ошибусь, сказав, что именно в последнем его обращении ко мне, переданном с одра болезни, выражено пожелание, чтобы две наших епархии — Фиарийская и Сурожская — работали в будущем даже в еще более тесном контакте друг с другом, чтобы мы могли стать единым свидетельством о нашей общей вере перед лицом возрастающего секуляризма и забвения духовных ценностей.
Святейший Вселенский Патриарх, поручивший мне быть своим представителем на сегодняшней священной церемонии, сказал мне, что он разделяет скорбь нашего побратима, Московского Патриархата, по поводу кончины в этой стране его пастыря; и он просил меня передать осиротевшей пастве Сурожской епархии свои соболезнования и уверения в том, что он молится об упокоении души митрополита Антония, которого он знал, и чье служение и вклад в нашу веру и благосостояние Церкви ценил.
В заключение я хотел бы повторить некоторые слова утешения из наших богослужебных книг; сперва — слова, вложенные песнопевцем в уста Христовы, а затем — ответ усопшего: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов небесных». — «Ныне упокоихся, и обретох ослабу многу, яко преставихся от истления, и преложихся к животу: Господи, слава Тебе!».
Антоний, святой и блаженный митрополит Сурожской епархии, ныне упокоился от трудов своих и лицезрит Господа, Которому он так верно служил с тех пор, как встретил Его, читая Евангелие от Марка. Мы славим и благодарим Бога за его долгую жизнь, за его служение Церкви и верующим и за то, что он был примером для всех нас, и молимся, чтобы память о нем была вечной.
Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш, Антоние.
Слово епископа сергиевского Василия
Вам, наверное, хотелось бы знать, почему я только что закрыл лицо митрополита Антония покровом. Так делается при похоронах всякого священника. И говорит нам это о том, что смерть как переход к Богу — это переход в мир невидимый. Покров означает совершенно то же самое, что и иконостас: он символизирует границу между видимой и невидимой реальностями, созданными Богом. И смерть переносит нас прямо в невидимую реальность. Завеса Храма, являющаяся основанием для нашего иконостаса, была украшена с внешней стороны изображениями из мира тварного. Тварного мира, каким мы видим его: мира материального и мировой истории. И созерцая завесу, можно было созерцать, что совершил Бог.
Как же выглядела завеса с другой стороны? Никто не видел другой стороны завесы, кроме Первосвященника, да и то — лишь однажды в год. Ныне владыка олицетворяет нашего Первосвященника, Христа, Который, как мы знаем из Послания к Евреям, прошел сквозь эту завесу и служит вовеки в невидимом алтаре Божием. По другую сторону завесы можно было видеть будущее: не просто то, что Бог совершил, но и то, что Он совершит... И быть христианином — значит, для всех нас, войти, в какой-то мере, за пределы этой завесы, то есть стать способными видеть не только то, что происходит, но и то, что будет свершаться, что Бог предназначает для нас.
И думаю, мы можем вот что сказать о митрополите Антонии: еще при жизни он уже глубоко проник за пределы завесы. Он способен был видеть не только долговременную судьбу Русской Церкви, но и долговременную судьбу епархии, которую возглавлял. И, как многие из нас, здесь находящихся, знают по собственному опыту, он видел, чего Бог хочет от нас: что еще не осуществилось в истории мира сего, но чему предстоит свершиться.
Нет оснований полагать, что теперь он видит меньше, чем при жизни. И, я думаю, мы можем поддерживать отношения с ним, зная, что он способен видеть, чем мы призваны стать; что он и теперь видит эту реальность нашу — и молится за нас, за епархию, за Русскую Церковь и за весь мир. Аминь.
Архив творчества митрополита Антония
Несколько лет тому назад в Сурожской епархии был начат систематический сбор материалов митрополита Антония — с его ведома и согласия. Архив должен включать тексты на любых языках, как изданные, так и неизданные, аудиозаписи, видеоряд (фото-, видео-, киноматериалы). Как дополнение — печатные материалы о владыке, отклики, личные свидетельства.
Задача немалая, если учесть, что владыка сеял щедро и никогда не заботился собирать плоды своего сеяния.
Сейчас, с его кончиной, это задача тем более актуальна.
Призываем всех, кто располагает какими-либо материалами или возможностью содействовать осуществлению этого проекта, не отказаться от посильного участия в нем. Все материалы, предоставленные нам, будут введены в компьютер, и оригиналы аккуратно возвращены владельцам.
Особая просьба к тем, кто располагает письмами от владыки. Понятно, что письма могут носить личный характер, но если адресаты готовы передать их копии в архив на условиях анонимности или скопировать для архива те части писем, которые могут иметь широкий интерес, мы будем очень благодарны.
Пожалуйста, передавайте имеющиеся у Вас материалы и обращайтесь с предложениями помощи к следующим лицам:
в Великобритании: Елене Орловой в библиотеку при Успенском соборе Russian Orthodox Cathedral, 67 Ennismore Gardens, London SW7 1NH
в России: Елене Майданович, Россия, 125252, Москва, 252, ул. Алабяна,
д. 17, кв. 135, тел. 198-92-57, e-mail: alenam@orc.ru
в США: Борису Хазанову (Boris Khazanov), 75 Tater Street, Mount Vernon, NH 03057, USA, факс: 603-672-4827; e-mail: [email protected]
|