Церковный вестник


№ 22 (251) ноябрь 2002 года / Православный мир

XI Конгресс православных Западной Европы в Сен-Лоране

Во Франции состоялся XI Конгресс Православного Братства Западной Европы.

В небольшой городок Сен-Лоран-сюр-Сэвр на западе Франции съехалось около 700 православных из многих европейских стран — Франции, Бельгии, Голландии. Швейцарии и Испании, а также гости из России, Румынии, Ливана и даже Австралии. «Верую во единую Церковь» — под таким девизом здесь с 1 по 3 ноября работал XI Конгресс Православного Братства Западной Европы — пожалуй, наиболее авторитетной и влиятельной православной организации в регионе.

Участницы конгресса: монахиня Марта и Элизабет Бер-Сижель, автор ряда книг о роли женщин в ЦерквиУчастники съезда, которые представляли все канонические церковные юрисдикции Западной Европы, попытались уяснить, насколько возможно в ближайшей перспективе создание Поместной Церкви — Церкви, имеющей один язык богослужения, одного митрополита, но многонациональную паству.

Естественно, это вызвало множество вопросов. А как же национальность? Как уйти из диаспоры, как молиться, к примеру грекам на французском языке? Кто возьмет на себя ответственность организации Поместной Церкви? Может быть, это дело епископов?

На открытии съезда митрополит Иеремия (Калигеоргис), президент Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ), обратился к собравшимся с приветственным словом: «Мы стремимся служить вам. Ассамблея православных епископов Франции понимает, что нужно отзываться на пожелания паствы. И в трудных условиях, в трудном мире, мы идем к созданию Поместной Церкви. Мы должны двигаться в этом направлении не рывками и скачками, а постепенно. Мы должны руководствоваться светом своей веры. Не оттесняя друг друга, не соперничая, но прислушиваясь друг к другу мы можем разрешить эту проблему».

Протоиерей Игнатий Пекштадт в своем выступлении отметил: «Единство Православной церкви — это одна из основных проблем современной Православной Церкви в Западной Европе. Каждая из церквей привязана, будто длинной и тонкой ниточкой, к своему патриархату — Константинопольскому, Греческому, Московскому Румынскому Это ненормально. В Западной Европе православие представлено очень заметно: в Германии 800 тысяч православных, в Англии — 600 тысяч, во Франции — 250 тысяч, в Бельгии — 70 тысяч, в Голландии — 25 тысяч. И мы, наиболее традиционная Церковь, еще не нашли решения, как их объединить. Мне кажется, православные епископы каждой западноевропейской страны должны бы объединиться в местный синод. Пусть при этом каждый хранит свою традицию, пусть они не влияют друг на друга, но, собираясь несколько раз в году на один местный синод, решают вопросы настоящего и будущего православия в своих странах. Сейчас создается впечатление более разделения, чем единства. Нужно больше единства, которое могло бы быть свидетельством для внешних. Чтобы на вопрос «кто вы — русский православный, греческий православный или румынский православный?» каждый из нас мог ответить просто: я — православный. В России нет этой проблемы, вы все русские. Но в Бельгии и других странах мы должны пытаться найти какое-то решение для будущего».

Основной доклад на конгрессе представил епископ Сергиевский Василий (Осборн), викарий Сурожской епархии. Он говорил о единстве Церкви по образу единства Живоначальной Троицы. Надо сказать, что и многие другие выступавшие обращались к образу Святой Троицы для лучшего понимания сущности единой Церкви. Не менее важным представлялось и обращение к 34-му Апостольскому правилу. Оно гласит: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения; творить же каждому только то, что касается его епархии и мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын, и Святой Дух».

Стремление не только по букве, но и по духу соответствовать этому правилу безусловно, ведет к созданию Поместной Церкви на тех территориях, где есть и сеть приходов, и епархиальные структуры. Однако сегодня франкоговорящие православные разделены на шесть юрисдикции, в каждой из которых есть свой епископ. Сегодня все они являются членами АПЕФ, и это позволяет организовать и координировать деятельность епархий по некоторым направлениям, однако это еще не есть Поместная Церковь.

Все православные епископы Франции приняли участие в работе конгрессаСоздание единой Церкви встречается с серьезными трудностями. На это обратил внимание участников Михаил Соллогуб, известный французский экономист и один из лидеров Православного Братства Западной Европы. Он выступил с докладом «Православные христиане Западной Европы на пути к Поместной Церкви», подробно остановившись на таких понятиях, как «Западная Европа», «диаспора», «национальность».

«Нас много, мы приехали из разных стран. Но у нас общая вера — мы члены Святой, Соборной, Апостольской Церкви», — отметил Михаил Соллогуб. По его мнению, несмотря на то что православные христиане рассеялись по всей Европе, заметно и движение к единству. Православные общины все больше и больше сплетаются с корнями той страны, где они находятся. У нынешнего поколения эмигрантов уже нет острого желания вернуться на родину, они вливаются в культуру страны, куда попали в далеком прошлом их родители. Механизмы миграционных потоков в последнее десятилетие серьезно изменились. Но пока нет Поместной Церкви, выходит путаница и разделение, считает М. Соллогуб.

«Православие — это не религиозная сторона какого-либо национального образования. Мы должны избежать того, что иерархи и разные православные сообщества игнорируют друг друга. Сейчас мы считаем это нормой, но это отражает наш общий грех неверности духу Евангелия. Мы наблюдаем спор между Константинополем и Москвой, но мы не хотим участвовать в этой борьбе. Мы должны развивать братство разных приходов. Мы хотим приступить к откровенному диалогу с основными Церквями, которые пока признают не территориальный аспект, а национальные особенности».

При обсуждении возможности единства Церкви участники съезда использовали множество сравнений, приводили евангельские темы. Всем полюбился образ матери и дочери (мать — это Русская, Греческая или Румынская Церковь, а дочери — многочисленные Православные Церкви Западной Европы), хотя все трактовали этот образ поразному Кто-то замечал, что не знает таких дочерей, которым бы их матери сказали: «Вы уже взрослые и теперь свободны». А кто-то говорил, что мать вполне может сказать: «Ну вот, мы пожили какое-то время вместе, и хватит».

Тема единства Церкви была центральной на Конгрессе, но организаторы программы запланировали и множество других дискуссий и встреч.

Были проведены «круглые столы», на которых обсуждались вопросы экуменизма и религиозного фанатизма. Участники съезда принимали участие в рабочих группах: «Литургия — педагогика, данная Церковью», «Катехизация семейная и приходская», «Богословие песнопений», «Икона», «Православное свидетельство в СМИ», «Молитва в повседневной жизни», «Вера, наука и технологии». Общение и обмен опытом обогащали представителей разных стран и общин и вызывали живой интерес.

Активно проявила себя на съезде православная молодежь. Многие из участников — члены Всемирного содружества православной молодежи «Синдесмос». В рамках конгресса президент «Синдесмоса» Хилдо Бос провел встречу с молодежью. «Их участие в работе съезда всегда двойное: они обсуждают серьезные вопросы, но в то же время и прогуливают заседания — веселятся, встречаются. Многие из них живут в провинции, где они — единственные молодые в православном приходе и единственные православные в школе. Такие встречи их очень вдохновляют. Я вижу, что благодаря этому общины, которые обычно мало общаются, постепенно лучше узнают друг друга», — сказал Хилдо Бос. Говоря о конгрессе, он отметил: «Конгресс, на мой взгляд, очень важное событие. Здесь открыто обсуждалось трудное положение православия на Западе, поднимались экуменические проблемы. Большой акцент был сделан на том, что реально происходит в настоящее время. В отличие от некоторых предыдущих съездов, здесь я нашел равновесие между тревогой о жизни Церкви и надеждой на ее будущее. Это выражалось и в докладах, и в приветствиях архиереев, и, конечно, сильнее всего во время богослужения. С годами увеличивается опыт межправославных богослужений, где сочетаются разные литургические традиции. И это лучшее свидетельство тому, что действительно существует местная православная жизнь».

В дни Конгресса в местном соборе совершались утренние и вечерние богослужения — преимущественно на французском языке, но с использованием славянских, голландских, румынских, греческих и английских песнопений, что объединяло людей разных национальностей.

Подводя итоги съезда, его участники еще раз призвали всех задуматься над поставленными вопросами. А Михаил Соллогуб напомнил, что эта же проблема затрагивалась на первом конгрессе в 1971 году. «Сегодня я пришел на этот конгресс со своим сыном — и опять принял участие в обсуждении тех же вопросов. Я бы не хотел придти на конгресс через 30 лет со своим внуком и услышать о неразрешимости проблемы Поместной Церкви», — заключил М. Соллогуб.

А Николай Лосский (правнук философа Николая Лосского), разделяя мнение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, отметил, что «создание Европейской Поместной Церкви будет означать выражение полной соборности всех Православных Церквей».

На конгрессе было около 70 детей, приехавших вместе с родителями. Организаторы позаботились и о них — с ними проводились игры и конкурсы. На закрытии съезда они дружно обратились к собравшимся взрослым и хором сказали: «В братстве Церкви все едины».

Конгрессы Православного Братства Западной Европы играют важную роль в церковной жизни региона. 30 лет назад православные были замкнуты внутри своих юрисдикции, и это вызывало серьезную озабоченность. «В закрытое™ по отношению друг к другу православных, живущих на одной территории, — мало хорошего, не правда ли? — выразил общее мнение прот. Игнатий Пек-штадт. — И такая ситуация складывалась не только в ка-кой-то одной стране — Франции, Бельгии, Англии, Гер-мании, — но по всей Западной Европе». В конце 1960-х годов прот. Борис Бобринский и Оливье Клеман высту-пили с инициативой наладить контакты между право-славными разных юрисдикции, находящихся на терри-тории одной страны. Как итог этих первых встреч в 1971 году состоялся первый конгресс, посвященный Воскресе-нию Христову. Три года назад темой предыдущего, десятого, конгресса были выбраны слова: «Христианство только начинается».

  Сергей Чапнин  

  Татьяна Горбачева  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://