Церковный вестник


№ 10 (383) май 2008 / Православный мир

Молитва в Красной Фанзе

Многие наши соотечественники, покидая пределы России по личным или служебным делам, оказываются в государствах зачастую с инородной культурой, непонятными обычаями и недоступным языком. Китай — одна из таких стран. Верующих же людей при этом волнует вопрос, а найдется ли в далеком краю православный храм? Можно ли там получить духовное окормление? Если вы направитесь в Пекин, с уверенностью ответим — да!

История современной Свято-Успенской православной общины города Пекина — самой многочисленной в Китае — тесно связана с деятельностью Российской духовной миссии. Богослужения совершаются в одной из старинных построек миссии — Красной Фанзе, расположенной на территории посольства Российской Федерации в КНР.

Православие в Китае появилось во второй половине XVII века, когда русские первопроходцы, осваивая просторы Дальнего Востока, стали селиться на берегах Амура и создавать здесь свои форпосты и укрепленные поселения, одним из которых был Албазин.

В 1685 году китайский император Цинской династии Канси отправляет против поселенцев пятитысячное войско. Албазинский гарнизон, состоявший всего из 450 человек, после продолжительной осады вынужден был сдаться. Около 50 человек из попавших в плен албазинцев, в том числе несколько женщин и детей, согласились принять китайское подданство и переселились в Пекин. Всех их китайцы называли русскими, хотя среди них были и крещеные буряты и калмыки, а также потомки от смешанных браков. Албазинцев поселили на северо-восточной окраине китайской столицы. Бывших русских пленников причислили к наследственному военному сословию, занимавшему заметное положение в чиновничьей иерархии цинского Китая.

Вместе с ними в Пекин приехал священник албазинской Никольской церкви отец Максим Леонтьев с семьей. По разрешению императора Канси ламаистская кумирня в северо-восточной части Пекина в 1696 году была перестроена в православную часовню, которую освятили в честь Свт. Николая Чудотворца. В часовне обрел свое место привезенный из Албазина образ Святителя. С той поры Святитель Николай особо почитается всеми православными в пределах Поднебесной. Позднее священник Максим Леонтьев освятил и первый православный храм в Пекине в честь святой Софии, Премудрости Божией.

После его смерти в 1711 году нужно было найти нового священника для поддержания православной веры среди албазинцев и их потомков. Император Петр I, понимая важность установления контактов с Китаем, указом от 18 июня 1700 года повелел учредить в Тобольске Духовную миссию. Однако китайские власти только в 1712 году разрешили присутствие Русской миссии в столице Китая. В 1715 году Миссия, снабженная иконами и богослужебными книгами, прибыла в Пекин. В состав первой Миссии вошли архимандрит Илларион Лежайский, священник, диакон и семь учеников-церковников.

После кончины архимандрита Иллариона в 1717 году было решено послать в Китай для проповеди Слова Божия иеромонаха Александро-Невской лавры Иннокентия (Кульчицкого) — будущего святителя Иркутского. В 1721 году иеромонах Иннокентий стал епископом Переяславским и был назначен начальником Российской духовной миссии в Пекине. Но, прибыв в пограничный город Кяхту, он так и не пересек границы Китая — как говорили, из-за козней католических миссионеров, имевших в то время влияние на двор китайского императора. Ему было отказано в праве въезда в Поднебесную. Однако святитель Иннокентий всегда почитался как небесный покровитель Православной миссии в Китае, и позже на китайской земле в его честь были основаны православное братство, крестовый архиерейский храм в Пекине (современное здание Красной Фанзы на территории российского посольства) и миссионерский храм в Тяньцзине.

В период с 1715 по 1933 годы в Китай было отправлено в общей сложности двадцать миссий и свыше 200 проповедников. Миссия в Пекине стала уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении полутора веков, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Сложно переоценить вклад наших соотечественников, трудившихся в Российской духовной миссии. Здесь зародились основы русского китаеведения: члены Миссии изучали маньчжурский, китайский и монгольские языки, а также историю, географию, культуру и религию Китая.

В 1900 году, во время восстания ихэтуаней (членов тайного религиозного общества «Кулак во имя справедливости и согласия»), Русская духовная миссия пережила тяжелейшее испытание. Это массовое выступление китайцев, получившее в западной литературе название «боксерское восстание», было направлено против иностранного порабощения страны. Но гнев ихэтуаней обрушился не только на истинных европейских угнетателей и колонизаторов, но на всех иностранцев, в том числе на тех, которые занимались в Китае просветительской и религиозной деятельностью. Особенно жестоко восставшие расправлялись с китайцами, принявшими христианство, которых они считали предателями родины. Повстанцы убили несколько сотен китайских православных, сожгли Северное подворье Миссии вместе с библиотекой, школами и богадельней, разрушили русское кладбище около Пекина. Однако в течение нескольких последующих лет Миссия, благодаря трудам митрополита Иннокентия (Фигуровского; 1863–1931), первого епископа Китая, смогла оправиться от разорения.

Именно тогда у Миссии появляется новый участок земли, на котором располагался бывший дворец четвертого принца последней китайской династии Цинов Сы-Е-Фу, известный ныне под названием Красная Фанза. Это здание стало архиерейским домом. Предположительно в 1901 году Фанза была разделена на две равные части: правая — архиерейские покои, левая — архиерейская Крестовая церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас это представительское здание — зал для торжественных приемов Посольства Российской Федерации в КНР. Именно здесь в настоящее время проходят богослужения Свято-Успенской православной общины города Пекина.

Само название «Красная Фанза», видимо, произошло от красного цвета колонн, расположенных по всему периметру веранды (сейчас колонны выкрашены в черный цвет).

Здание архиерейских покоев отличается высокой блестящей зеленой глазурованной черепичной крышей. Особенность здания в том, что вместо традиционных китайских фигурок мифических зверей на каждом углу крыши Красной Фанзы красуются голуби — по пять маленьких птиц, за которыми возвышается одна большая.

Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в крестовую церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы, с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал  в себя более 100 человек.

В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской духовной миссии архимандриту Авраамию (Часовникову; 1864–1918) в 1915 году; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530–1612) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба.

Во второй половине 1950-х годов, в связи с началом грандиозных работ по строительству нового комплекса советского посольства в КНР, большинство прежних строений, в том числе церковных сооружений, было разрушено. Так, в 1956 году была разрушена колокольня, а в 1957 году взорван храм Всех святых мучеников на территории Миссии, в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске. Успенский храм был превращен в посольский гараж, ризница — в консульский отдел. Богатейшее собрание книг было сожжено. Позднее был разрушен храм преподобного Серафима на русском кладбище Миссии, где во второй половине 80-х годов был устроен парк Цинняньху.

Когда в 1950-х годах разрушались основные постройки Миссии, был убран и Свято-Иннокентьевский домовый храм в Красной Фанзе. Архиерейские покои и церковь были переделаны в зал для приемов и гостиницу Посольства СССР в КНР.

 

* * *

Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 году.

В мае 1996 года на территории Посольства России в Китайской Народной Республике, на площади перед Красной Фанзой, прошло первое после сорокалетнего перерыва богослужение на исторической территории Российской духовной миссии. Священник Дионисий Поздняев отслужил панихиду по всем почившим в Китае. За богослужением присутствовал посол России в КНР Игорь Рогачев.

Затем службы стали проходить уже в самой Фанзе — сначала всего один раз в году. В 1999, 2000 и 2001 годах служили на праздник Рождества Христова мирским чином — сами прихожане вычитывали положенные молитвы, без священника.

После долгого перерыва торжественное богослужение на Пасху в 2001 году совершил священник Дионисий Поздняев. До этого в последний раз Пасху в Пекине служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники.

Все необходимое для богослужений устраивалось из подручных предметов, благо в Фанзе была еще и старинная мебель, которая осталась со времен Миссии. Из специально изготовленных предметов был сделан только небольшой аналой. В посольстве были китайские подставки для цветочных ваз — побольше и поменьше. Они составлялись вместе, и получалось что-то наподобие Царских врат, на них ставились иконы, которые приносили из дома.

На Пасху 2002 года торжественное пасхальное богослужение в Пекине проводилась два раза — в первый раз в Красной Фанзе, однако туда не были допущены православные китайцы (к сожалению, они до сих пор не имеют такой возможности). Чтобы их причастить, второй раз служба прошла в посольстве Украины. Тогда за богослужением присутствовали восемьдесят человек. (По имеющимся данным, сейчас в КНР проживает около 15 тысяч православных верующих. Большей частью — в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.)

С каждым годом количество православных в Пекине увеличивалось, появились постоянные прихожане и благотворители, оказывавшие материальную поддержку развивающемуся приходу, которому было дано название Свято-Успенская православная община г. Пекина — в честь Свято-Успенского храма Миссии. Священник Дионисий Поздняев, в настоящее время настоятель храма Петра и Павла в Гонконге, находящийся в научной командировке в Институте китайско-христианских исследований Гонконга, стал регулярно приезжать для окормления верующих. С  2004 года в Красную Фанзу для совершения богослужений стал приезжать и священник Алексий Киселевич из Шанхая, где он служит для русской православной общины в помещении Генерального консульства Российской Федерации.

Когда священники приезжают в Пекин, в Красной Фанзе по желанию верующих служатся панихиды и молебны. Батюшки совершают Таинство крещения. В Красной Фанзе крестят своих детей сотрудники российских загранучреждений и другие граждане России, проживающие в Пекине. Торжественно совершается Таинство венчания.

Наибольшее количество верующих посещает Красную Фанзу в великие церковные праздники — на Пасху и Рождество Христово. Вместе с православными, проживающими в Пекине, на молитву собираются российские соотечественники из других городов Китая, а также граждане Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Греции, Грузии, Кипра, Македонии, Молдавии, Румынии, Сербии, Сингапура, США, Украины, Франции. В праздники Рождества и Воскресения Христова отрывки из Евангелия читаются на церковнославянском, русском, китайском, греческом, латинском, английском, французском и немецком языках.

Внутренний «церковный» интерьер Красной фанзы складывался постепенно, в течение нескольких лет. В 2006 году силами прихожан и активных участников приходской жизни для служения в Красной Фанзе был сделан разборный престол, жертвенник, несколько аналоев, подсвечники. Буквально до недавнего времени после богослужений вся утварь уносилась в подсобные помещения, так как Красная Фанза — это зал официальных приемов посольства. В 2007 году к празднику Пасхи в алтаре был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра. А в этом году к Рождеству Христову в Красной Фанзе был установлен резной иконостас. Иконы для него пишутся в Москве, и после их завершения можно будет говорить о полном воссоздании церковного интерьера, столь необходимого для совершения богослужений.

К празднику Пасхи 3 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте разрушенного храма Всех святых мучеников в парке Посольства РФ в КНР был устроен памятный мемориал: поклонный крест и памятная плита с изображением храма и кратким описанием его истории.

Православные верующие города Пекина надеются на скорейшее возрождение исторического Свято-Успенского храма на территории посольства, а также на возрождение в полной мере богослужебной и молитвенной жизни в Красной Фанзе — храме во имя святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя Сибири и Китая.

 

  Татьяна Манакова  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://