№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Православный мир

Следующая статья...»

Блаженнейший Митрополит Киевский и всей Украины Владимир: Поместная Церковь на Украине уже существует

- Ваше Блаженство, насколько сейчас реально создание единой Поместной Православной Церкви на Украине?

- Отвечая на этот вопрос, начну с того, что Поместная Церковь на Украине уже существует - это Украинская Православная Церковь, которая восходит ко временам св. равноапостольного князя Владимира - крестителя Киевской Руси. "Поместная" - это территориальное обозначение, которое применяется как к Полноте определенной автокефальной Церкви, так и к ее составляющей единице - епархии (определенной территории, местности), возглавляемой епископом. Судьбы Православной Церкви на Украине были разными. Ей приходилось переживать периоды гонений и упадка, расцвета и духовного возрождения. Сегодня Православная Церковь на Украине объединяет 35 епархий, которые насчитывают 11 тысяч приходов. Украинская Православная Церковь имеет канонический статус и является "самостоятельной и независимой в своем управлении", как об этом говорит Патриарший томос от 27 октября 1990 года.

Второе, что хотелось бы отметить, это замечание относительно термина "создание" в контексте поставленного вопроса. Обращаю ваше внимание на то, что это слово, которое регулярно повторяют политики и разные деятели "от религии", применительно к Церкви употребляться вообще не может. Церковь создана один раз своим Главой - Господом нашим Иисусом Христом, и является, по словам ап. Павла, Его Телом. Вероятнее всего, в данном случае имеется в виду приобретение Украинской Православной Церковью нового канонического статуса, вследствие чего она бы заняла соответствующее ей место в Диптихе Православных Церквей. Это реально. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении (от 27.07.93) к верующим говорил, что мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем.

Скоро ли это будет? Ответить очень трудно. Это зависит не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находится вне церковного единства со Вселенским Православием. Возможность приобретения Украинской Православной Церковью нового канонического статуса зависит от единства Православной Церкви на Украине. А это единство возможно исключительно в русле канонического права, то есть в результате возвращения в Церковь тех, кто от нее по тем или иным причинам отпал. Наша Церковь рассматривает членов религиозных организаций, зарегистрированных в государственных органах Украины как "православные церкви", с определенными оговорками в названиях, не иначе, как своих чад, которые, надеемся, временно, находятся вне церковной ограды. И эту точку зрения поддерживает и разделяет весь православный мир.

В настоящее время, с точки зрения канонического права, которое является своего рода церковной конституцией, эти организации скорее не религиозные, а общественные, поскольку в их "иерархии" отсутствует апостольское преемство. Украинская Православная Церковь с терпением и материнской любовью ждет их возвращения, дабы в конце концов воцарился церковный мир. Только в этом случае мы сможем с чистой совестью сказать всему миру, что у нас единая Церковь.

- Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь начали процесс объединения. Присоединится ли Украинская Православная Церковь Московского Патриархата к этому союзу?

- Не знаю, о каком процессе идет речь. Эти две организации существуют отдельно друг от друга, и никакого процесса объединения не наблюдается. Если же имеется в виду обнародованное недавнее подписание договора между двумя священниками, то это их личное дело, и вышеназванные организации это ни к чему не обязывает. А позиция Украинской Православной Церкви по этому вопросу уже была выражена выше.

На что бы я хотел еще обратить внимание, так это на то, что упомянутой вами "Украинской Православной Церкви Московского Патриархата" не существует. Есть Украинская Православная Церковь. И с этим уставным названием она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Дополнение "Московский Патриархат" возникло намного позже с целью различения с  "УПЦ-КП", которая без приставки "КП" существовать не может, поскольку является новой организацией, которая взяла часть названия от Украинской Православной Церкви.

- Киевская Митрополия, согласно заявлению Константинополя, не является канонической территорией Московского Патриархата. Значит ли это, что Константинополь поддерживает Киевский патриархат?

- Отвечу словами Патриарха Варфоломея, который однозначно высказался, что такого института, как "Киевский патриархат", в православном мире не существует.

Что касается приведенного заявления относительно канонической территории, то Константинополь его не делал. По крайней мере, я с этим заявлением не знаком. Если идет речь о высказываниях архиепископа Скопелосского Всеволода, то это его собственные слова, которые не имеют статуса официального заявления. Что касается поддержки Константинополем "КП", то тот же владыка Всеволод, насколько мне известно, придерживается, как и мы, того же канонического порядка. Он принимает "клириков" Киевского патриархата в лоно Православной Церкви не иначе, как через покаяние и совершение над ними установленной хиротонии. Как Константинополь может поддерживать УПЦ-КП, если он вообще не признает ее как Церковь?

Из интервью агентству "Ассошиэйтед Пресс"

Следующая статья...»

№ 17(390) сентябрь 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008



№ 17(390) сентябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика