Митрополит Калужский и Боровский Климент: "Разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата"
В декабре 2006 года в Москве состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в котором приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений. На заседании Совета выступили министр культуры и средств массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазар, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и другие члены Совета. С развернутым докладом на заседании выступил митрополит Климент. Русская Православная Церковь во все времена стремилась к активному взаимодействию со всеми благонамеренными силами в решении вопросов, касающихся жизни общества. Несомненно, сегодня условия жизни Церкви в Российской Федерации значительно отличаются от тех, в которых она совершала свое служение в минувшие столетие. Реализуемый на практике принцип отделения Церкви от государства, в совокупности с созиданием законодательных условий по обеспечению свободы совести и формированию социального партнерства религиозных организаций и светских институтов, является эффективной формой их взаимодействия. Вместе с тем, следует сказать, что в настоящее время имеется целый ряд вопросов, требующих для своего разрешения дальнейшего совершенствования форм и методов соработничества государства и религиозных организаций. На сегодня наиболее очевидной проблемой, сосредоточившей в себе ряд нерешенных вопросов, является социальная сфера. За последнее десятилетие Россия столкнулась с рядом проблем: это демографический кризис, разрушение института семьи и рост беспризорности (в стране более 800 тысяч сирот при живых родителях). Увеличилась преступность, в том числе подростковая и молодежная, возросло распространение наркомании и алкоголизма, проявление агрессивности, ксенофобии, экстремизма и прочих форм человеконенавистничества. Все это представляет серьезную опасность для общества, и мириться с этим невозможно. Причины этого находятся не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в сознании людей. Потеря нравственных ориентиров, утрата обществом уважения к традиционным ценностям, девальвация значения материнства и ответственного отцовства приводят к формированию потребительского, эгоистичного отношения к жизни, в котором нет места заботе о ближних, стремлению к созданию семьи и воспитанию детей, готовности пожертвовать своими интересами ради блага Отечества. Поэтому разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата. Семья — основа всякого общества, поэтому распространение отношения к семейной жизни как к источнику удовольствий и комфорта является не только предосудительным с точки зрения любой традиционной религии, но и прямо асоциальным действием, разрушающим фундаментальные основания общества. Полагаю, что сегодня крайне необходимо уделять самое пристальное внимание вопросу культивации традиционных семейных ценностей и подготовки молодежи к семейной жизни. Реализация программ подобного рода, несомненно, заслуживает самого пристального внимания и заботы. Понимая значимость матери и материнства в деле воспитания детей, а также в целях поддержания многодетных семей, Святейший Патриарх Алексий учредил «Патриарший знак материнства». Первое вручение этой награды состоялось в Храме Христа Спасителя 28 ноября этого года. С ослаблением семьи нарастает другая проблема — демографическая. Наша Церковь разделяет обеспокоенность государства относительно постоянно уменьшающегося населения России и поддерживает инициативы, нацеленные на разрешение ситуации. Однако крайне важно избегать противоречий, создающих препятствия для осуществления государственной программы демографического развития страны. Если в рамках преподавания ОБЖ учитель ставится перед необходимостью объяснения нормальности нетрадиционных отношений, вместо того чтобы воспитывать девочку как будущую жену и мать, а мальчика как мужа и отца, или если в утренней программе телевидения, когда школьники готовятся идти в школу, ведущая в беседе с гостем программы рассуждает о так называемой «моде» жить с «партнерами», мы будем иметь только отрицательный результат, и вряд ли существенно исправят демографическую ситуацию денежные выплаты и компенсации. Все усилия власти по преодолению кризиса не принесут достойного плода, если программы поддержки семьи и рождаемости будут осуществляться на фоне пропаганды средствами массовой информации пороков, уничтожающих духовный потенциал и попирающих моральные основы жизни. В связи с этим, крайнее удивление вызывают протесты против преподавания «Основ православной культуры» со стороны некоторых правозащитников и даже чиновников Министерства образования, ссылающихся на якобы вероучительный характер этой дисциплины. Полагаю, на сегодняшний день актуальность этой проблемы является очевидной, особенно, если иметь в виду ее связь с противодействием ксенофобским и экстремистским тенденциям, почти всегда основывающимся на элементарной религиозной безграмотности. Всякий побывавший на уроках хорошо знает, как преподается этот предмет, носящий явно выраженный культурологический и нравоучительный характер. Здесь невозможно увидеть подготовки к первой исповеди и причастию, как, например, в школах некоторых европейских стран, нет заучивания молитв, нет чтения молебнов и акафистов. А что присутствует нравственный компонент в программе, то для нашей молодежи это необходимо. Молодежь должна научиться понимать, что есть нравственная норма и отступление от нее наказывается. Каким образом можно объяснить родителям из Калужской и Белгородской областей, что их дети не имеют права изучать основы православной культуры в школе, в то время как, к примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. А ведь крещение детей есть самое яркое свидетельство принадлежности семьи к определенной христианской традиции. В связи с этим следует сказать, что предпринимающиеся попытки запретить региональный компонент в образовательных программах учебных заведений не могут восприниматься иначе как прямое нарушение прав граждан. Поэтому мы и предлагаем Министерству образование ввести образовательную область «Основы духовной культуры», в рамках которой в регионах с православным населением был бы предмет ОПК, с мусульманским — «Основы культуры ислама» и т.д., а для тех детей, родители которых считают себя нерелигиозными — философско-этические предметы. В России необходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещенной нравственной нации и вернет себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира. Пора перестать трактовать знание как товар, а образование как услугу. Природа потребления не просто отлична от природы образования, но отчасти даже противоположна ей. Сегодня же школьное образование несет явно выраженную экономическую направленность, в то время как представления о нравственности, духовном возрастании, культуре нашей страны вытеснены из школьной программы на задний план. Как будто нам нужны только бизнесмены, но ведь для России еще нужны и писатели, и поэты, и композиторы, и духовные лидеры. Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре, воспитывать глубокое и всесторонне выверенное самосознание и самобытное мироощущение, верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения. Еще хотел бы обратить внимание на необходимость созидания определенных благоприятных условий для осуществления религиозными организациями социального служения. Статья 18 Закона о свободе совести утверждает, что «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий». Однако на практике осуществление этой законодательной нормы сталкивается со множеством трудностей и реально не воплощается в жизнь. Очевидно, что сегодня вопрос необходимости усовершенствования законодательства о благотворительности является принципиально важным для дальнейшего успешного сотрудничества церковных и государственных институтов на ниве социального служения. Кроме того, необходимо выработать комплекс эффективных, действенных механизмов, дающих религиозным объединениям реальную возможность пользоваться указанными выше правами. Хотелось бы заметить, что в странах Западной Европы, в частности в Германии, многие социальные проекты, осуществляемые Церковью, имеют государственный источник финансирования. Это не смущает никого, потому что средства идут на помощь наименее защищенным в социальном плане гражданам. В этой связи крайне остро стоит ныне вопрос о деятельности негосударственных приютов. Действующее законодательство ставит фактически невыполнимые условия для оформления соответствующей документации. На практике это делает не легитимными все существующие церковные учреждения воспитательного характера. А ведь в церковных детских приютах чаще всего находятся дети из неблагополучных семей. Также не имеют государственной поддержки и образовательные учреждения религиозных организаций (православные гимназии, лицеи). Складывается такая ситуация, при которой преподаватели в этих школах и их воспитанники лишены тех льгот и социальных дотаций, которыми обладают учителя и учащиеся государственных школ, словно речь идет о совершенно ином труде и обучающиеся здесь дети не являются гражданами своей страны, отказывающейся выделять средства на их образование. Другим не менее значимым вопросом, напрямую связанным с этой проблемой, является отсутствие официального государственного признания ценности и уровня духовного образования, несмотря на очевидное единство мнений по данному вопросу у всех членов Совета. Хочется надеяться, что данная коллизия будет преодолена и в нашем Отечестве, как и в странах Европы, не переживших эпохи официального безбожия, духовное образование будет признано государством и займет подобающее ему место в образовательной структуре Российской Федерации. В заключение хотелось бы обратить внимание всех присутствующих еще на два вопроса, актуальных для всех религиозных организаций. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 212 от 15 апреля 2006 г., каждая религиозная организация должна ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в территориальные органы Федеральной регистрационной службы отчеты о своей деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества. Из епархий поступают сообщения о том, что дополнительно запрашивается и другая информация. Например, протоколы всех заседаний приходского совета за последние три года, или сведения о том, давались ли руководством указания, обязательные для исполнения, и т.д. Я думаю, что присутствующие здесь представители других конфессий поддержат меня в том, что мы не должны возвращаться к порочной практике советского периода, когда каждый шаг религиозной организации был подконтролен государству, когда проверялось содержание церковной проповеди и отслеживалась вся документация религиозных объединений. Поэтому я предлагаю предусмотреть для религиозных организаций упрощенную форму отчета о деятельности. Сведения о деятельности религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации в пределах одного субъекта федерации, может предоставлять централизованная религиозная организация. Например, от епархий можно запросить информацию о входящих в ее структуру приходах и монастырях. Вторая проблема связана с лишением учащихся духовных учебных заведений права на отсрочку от призыва на военную службу в связи с тем, что с 1 января 2008 г. утратит силу ст. 19 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе» право на получение отсрочки от призыва на военную службу предоставлено студентам, обучающимся на очных отделениях вузов, имеющих государственную аккредитацию. К сожалению, эта льгота не распространяется на студентов духовных академий и семинарий, поскольку действующее законодательство не предусматривает для этих учебных заведений право на государственную аккредитацию. В результате, закон ставит студентов духовных учебных заведений в дискриминационное положение по сравнению с учащимися других негосударственных вузов. Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос об издании особого указа Президента, предоставляющего отсрочку от призыва на срочную военную службу учащимся духовных учебных заведений, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности. В духовных академиях и семинариях Русской Православной Церкви общее количество учащихся призывного возраста, не являющихся священнослужителями и нуждающихся в отсрочке, составляет около 500 человек. В завершение своего выступления хотелось бы выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество государственных и церковных институтов на благо всего Российского общества.