Церковный вестник


№ 8 (261) Апрель 2003 г. / Патриарх

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании.

 

Присутствовали также председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

“Церковный вестник” публикует Обращение Святейшего Патриарха в сокращении.

Сердечно приветствую Преосвященных архипастырей, представителей ставропигиальных монастырей, настоятелей, клириков и членов Приходских советов града Москвы, собравшихся на это традиционное ежегодное Епархиальное собрание, которое на этот раз проходит в необычное время. Прежде мы собирались в середине-конце декабря, в преддверии Нового года и праздника Рождества Христова. Причиной отсрочки послужила серьезная болезнь, которая внезапно постигла Меня прошедшей осенью, и множество неотложных дел, которые скопились за это время. Я благодарен всем вам и всему православному народу Божию за ваши молитвы о Моем выздоровлении, которые Я всегда чувствовал и которые, по милости Божией, даровали Мне силу преодолеть болезнь и вернуться в полной мере к исполнению Патриарших обязанностей.

Далее Святейший Патриарх остановился на основных событиях церковного года: пастырских поездках, встречах с руководителями Российской Федерации и международных контактах. Затем в обращении были приведены основные статистические данные по Русской Православной Церкви. В основной части обращения Святейший Патриарх Алексий подробно остановился на проблемах Церкви в современном мире.

 

Пастырское служение в современном мире

Мы живем в эпоху информационной революции. Средства электронной, компьютерной, телефонной связи совершенствуются с каждым днем, в принципе изменяя функциональные возможности человека, многократно усиливая взаимовлияние отдельных личностей и современных культурных конгломератов. Связанное с быстрым развитием новых технологий колоссальное ускорение ритма жизни создает перегрузки в эмоциональной и интеллектуальной жизни человека и приводит к парадоксальным последствиям. С одной стороны, появился огромный слой молодежи со сниженными познавательными способностями, с потерей интереса к подлинным ценностям — религии, культуре, науке и искусству. Налицо очевидная деградация человека, переход от богатой и глубокой духовной жизни на уровень примитивных инстинктов и рефлексов.

С другой стороны, чтобы быть сегодня услышанным, необходимо быть широко и глубоко образованным человеком, профессионалом в своей области, развитым вровень с мировыми достижениями науки и культуры.

Борьба противоположных тенденций сопровождается появлением новых возможностей, укоренением в обществе прав и свобод, гарантированных законом, и одновременно — нарастанием духовного рабства вследствие утраты человеком действительной духовной свободы.

Внутренне христианская личность всегда свободна, ибо свобода есть неотъемлемый дар Божий, независимый от внешних условий существования. Внутренняя свобода может быть искажена лишь собственным произволом или добровольно утрачена, когда человек подпадает рабству страстей. Таким образом, подлинная свобода связана с самообладанием и предполагает внутреннюю дисциплину, благодаря которым происходит развитие, становление высокой, сознательно ответственной личности.

При сочетании внешней, общественной, и личной свободы, как стремление к личному и общему во Христе Иисусе спасению, может быть достигнут наилучший результат деятельности, в том числе пастырской.

Но главное, пастырь всегда и везде должен оставаться служителем Божиим. Он не может быть священником только в храме, а вне него жить, говорить, мыслить и вести себя по-другому, не как священник, а как светский человек. Двойная жизнь и двойная мораль недопустимы: “...кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами”, — говорит Господь (Мк. 8, 38). Священник обязан быть церковным всегда и во всем, но церковность не есть только внешнее благоприличие или согласие с общепринятым учением и правилами, но внутреннее состояние души, которая любит Христа, для которой Церковь Христова есть Путь, Истина и Жизнь. Если есть в служителе Божием горение веры, пламенная и святая ревность, то этим благодатным огнем он зажигает души других к молитве, подвигу и благим делам. Если же в самом священнике вера еле теплится, если он теплохладен, не ищет Божественный свет, не стремится всеми силами к Царству Небесному, то от такой, по словам подвижников, “еле тлеющей головешки” вряд ли кто-то загорится.

Священникам, как и апостолам, дано “знать тайны Царствия Божия” (Лк. 8, 10). Это не есть какое-то эзотерическое знание тайн, сокрытое от непосвященных. В христианстве подлинном ни от кого нет секретов, все явно и открыто, как о том засвидетельствовал Сам Христос перед синедрионом: “Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего” (Ин. 18, 20). Но в христианстве есть неиссякаемая Божественная глубина и высота, которые недоступны праздному рационалистическому любопытству, но открываются ищущим их чистым сердцем в смиренном богомыслии и вдохновенном молитвенном богообщении. Причастником и сотаинником небесных Таин, света и красоты грядущего Царствия Божия, его Правды и Силы, содержащихся в Таинствах церковных, священник становится сам и приобщает к ним верующих прежде всего через богослужение и литургическую молитву, выше которой ничего нет на свете.

Божественная Литургия, Святая Евхаристия — это чудо из чудес, ежедневно совершаемое в храме. Это чудо радостной встречи с живым Христом дано каждому желающему. И как прискорбно иногда видеть, что священник совершает Божественную Литургию привычно, формально, холодно, поглощенный обычными житейскими мыслями и попечениями, без страха Божия и благоговения. Он ничего не открывает в Литургии для себя, не получает благодатных даров и, мало того, своей холодностью и бесчувственностью мешает и другим молиться. К каждой Литургии священник должен внутренне сосредоточенно готовиться, как к встрече с живым Богом, — так, как готовились ко встрече с живым Богом, Владыкой жизни и смерти, великие пророки Моисей и Илия. Наши великие старцы говорили, что каждую Литургию нужно служить как первую и как последнюю в своей жизни. Сказанное не означает, что в остальное, внебогослужебное, время священник должен быть отрешенным от земных человеческих проблем и трудностей. В Литургии он должен получать заряд любви и света и нести эти благодатные дары в нашу земную жизнь. Не быть формальным и равнодушным к людям, что отторгает людей от веры, но, напротив, входить всем сердцем и разумом в переживания людей, быть их чутким и добрым наставником, утешителем, другом. Но и в желании быть наставником, учителем, руководителем необходимо иметь скромность и рассудительность. Православие не знает католического разделения на Церковь учащих и Церковь учимых. Часто у священника спрашивают совета, как поступить в том или другом случае. И касается это в основном житейских вопросов, а отнюдь не религиозных, не того, как спастись или как поступить в данном случае по воле Божией, как не нарушить заповеди. Если священник не имеет достаточного духовного опыта и не знает мнений святых отцов и подвижников, лучше прямо и честно сказать: “Простите, не знаю. Давайте вместе помолимся об этом, и, может быть, Господь откроет вам свою волю”. Такая позиция не унижает священнического сана и достоинства. Если же все-таки священник дал совет и он оказался ошибочным, неверным, то надо попросить прощения у того лица, которому этот совет был дан.

Сам по себе священник — не носитель абсолютной истины, и священный сан отнюдь не является гарантией безошибочности суждений. Не надо отождествлять себя с Церковью, которая в своей полноте одна единственная есть “столп и утверждение Истины”

(1 Тим. 3, 15). Если священник ошибся в оценке или совете, то это не повод к огорчению уязвленным самолюбием, а повод к смирению, к осознанию своей духовной слабости и скудости. В пастырской душепопечительности надо всегда давать место действию благого Промысла Божия о человеке, “не заслонять собою Бога”. Не исполнил прихожанин ошибочного совета и поступил по-другому, надо смиренно сказать: “Слава Богу”, не послушался моего греховного или неверного совета, а совершилась “святая воля Божия”.

С другой стороны, надо иметь в виду еще одно обстоятельство. Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания принимать самостоятельно решения и быть ответственным за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я не виновен и не несу ответственности. Такая позиция есть искание легкого духовного пути под личиной послушания. В конце концов она приводит к духовной самопорабощенности. Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить. “Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не повергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братия.” (Гал. 5, 1, 13). Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Бог есть Отец творения, всех живущих, и поэтому все люди в одном Небесном Отце между собой братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков, все — только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы “семейные отношения”. Подлинное церковное каноническое послушание — это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание страха раба перед деспотизмом владыки и не самовластье барина перед униженным слугой.

Священнику в таинстве рукоположения дается великая власть отеческой любви, а не личного эгоистического произвола. Народ наш всегда это чувствовал и сознавал и поэтому ласково называл священника батюшкой, отцом. Но, к сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму. Так властолюбие одних создает раболепство других, и, наоборот, лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других. Сказанное — не призыв к своеволию и бунту прихожан против священнослужителей или членов клира против настоятелей. Это призыв к осуществлению подлинной братской солидарности и любви между членами причта и прихожанами, к радостному и взаимному свободному послушанию Богу, Истине, Правде и Любви. Служения в Церкви различны, но цель одна — общее спасение. Средства и методы достижения этой цели множественны, но все они должны быть проникнуты общим нравственным настроением — создать в приходе “Божию семью”.

К сожалению, в настоящее время у нас нередко можно встретить священника или монаха, который настоящую веру и верность Христу подменяет всевозможными фобиями, страхами. Мы то и дело слышим о патологических случаях, когда вместо просвещенного благодатью Божией пастырского служения полуграмотные священнослужители запугивают свою паству. Несведущие в учении Церкви, не знающие ни догматов, ни канонов церковных монахи распространяют нелепые и ложные предсказания, сеют панику среди паломников, среди простого народа, только еще приходящего к Церкви после долгих десятилетий навязанного атеизма. Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки, а может быть, и денежный расчет вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев, которые, под видом духовного ведения и благодатной прозорливости, отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции, например, рекомендациями избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, полагаясь только на волю Божию, срочно менять местожительство и уезжать из Москвы, так как скоро конец света, — видимо, полагают, что в другом месте конца света не будет. В этих случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственным сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз.

В части церковной и, в основном, в малоцерковной среде имеет место болезненное сектантское умственное движение, направленное как против государственной регистрации и удостоверения личности, так и позиции Церкви по этому вопросу. По поводу принятия или неприятия ИНН ранее было дано обоснованное и авторитетное разъяснение Богословской комиссии и Священного Синода. Но некоторые силы, которые самозванно выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающих мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют “апокалиптический” страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно-полезной деятельности.

По существу, в мировоззрении этого движения мы видим рецидив древнего магического отношения к цифрам и буквам, как знакам эзотерических доктрин. Каждая цифра и буква, помимо общепринятого, имеет, якобы, еще тайный смысл. Церковь всегда пользовалась языком символов, но никогда не прибегала к мистическим языческим понятиям и категориям.

В этом движении, направленном и согретом не столько духовным идеалом, сколько национально-политическим, неправомерно и то, что временным локальным явлениям, таким как перепись населения, введение новых образцов паспортов и удостоверений личности, придается глобальное, общемировое апокалиптическое значение.

Повсюду видятся козни антихриста и последние времена. Но при таком понимании и настроении утрачивается вера в будущее, вера в последующее историческое существование России и Русской Православной Церкви. С одной стороны, некоторые участники этого движения, вероятно, серьезно, может быть, даже трагически больно переживают разлад и неустроенность нашей жизни. Но “петь общенациональную панихиду” еще рано. С другой стороны, не исключено, что это сектантское движение искусно поддерживается и усиленно внедряется для создания раскола в церковном обществе. Тогда это особенно опасно, и, как никогда, актуально звучат для нас слова апостола: “Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Рим. 16, 17).

Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым “отступникам”, “предателям Православия”, и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития.

Миссионерская и катехизаторская деятельность приходов по-прежнему, как в советский период, замыкается почти исключительно в стенах храмов или церковно-приходских школ, в то время как существует множество других возможностей для убедительного свидетельства о православной вере и православной культуре. Вне сферы нашей катехизаторской и просветительской деятельности остаются светские учебные заведения всех уровней, где можно и нужно организовать, по согласованию с руководством этих заведений, даже вне рамок основного учебного процесса, христианские православные факультативы, циклы тематических лекций и пастырских бесед. Из-за нашей инертности и лени мы не выполняем прямой заповеди Господа: “Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28, 19—20).

Как известно, свято место пусто не бывает, и образовавшийся из-за нашей нерешительности и лени вакуум настойчиво занимают сектанты и представители других конфессий, которых можно встретить повсюду, от детских домов до домов престарелых, от общеобразовательных школ до университетов и академий.

Видя это, и государство стало осознавать насущную необходимость религиозного образования. Министерством образования Российской Федерации утверждены для высшей школы государственные стандарты по теологии, для средней школы — примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”. Но кто будет преподавать религиозные дисциплины тем студентам и детям, которые захотят получить богословские знания, приобщиться к религиозной культуре?

Это обязывает наше духовенство и монашество быстрее повышать свой образовательный уровень, готовить в своих рядах столь необходимые сейчас педагогические кадры, воспринимать миссионерский, учительный подвиг, соединяющий разумную веру с нравственной чистотой.

Необходимо наладить тесное сотрудничество Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, Миссионерского отдела, комиссии Епархиального совета по церковному просвещению наших духовных школ всех степеней для совместного поиска и подготовки способных к учительству людей из числа священнослужителей, монашествующих и образованных благочестивых православных мирян. Может быть, для этого нужно было бы иметь специальную целевую программу. Если бы в Москве было профессионально подготовлено достаточное количество кадров, мы могли бы командировать людей с миссионерской целью в другие епархии нашей Церкви, особенно отдаленные, которым несравненно сложнее самостоятельно организовать катехизаторскую работу. Нельзя же, в конце концов, надеяться только на диакона Андрея Кураева и профессора МДА Алексея Ильича Осипова, которым хочу выразить искреннюю благодарность за их многотрудную, многополезную и бескорыстную миссионерско-просветительскую деятельность.

Священник в наше время сам должен идти к людям, особенно — к молодому поколению. Нужно идти в школы и вузы, печататься в газетах, выступать по радио и телевидению. Для этого нужно иметь образование. Неоценим подвиг священника, открытого к обществу, умеющего творчески и самоотверженно трудиться для общего блага. Как много он может сделать теперь, когда народ среди окружающего сгущающегося мрака жаждет добра, духовной красоты, просвещенной веры!

“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29), — говорит Господь. Кроткий и смиренный, бескорыстный, нестяжательный, скромный и любвеобильный, образованный и нравственно безупречный пастырь сегодня, как никогда, нужен нашему бедному народу.

Горе тем, по словам Апостола, кто не благовествует, кто превращается в наемников, начетчиков, требоисполнителей, фарисеев и лицемеров.

И, несомненно, счастливы будут те, которые станут пастырями добрыми и в наш жестокий век помогут своему народу вновь обрести святую веру в Бога, вернуться в Церковь и возродиться благодатию Духа Святого.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://