№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Патриарх Московский и всея Руси Алексий: О перспективах отношений с Католической Церковью и роли монашества в церковной жизни

- Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях?

- Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению "Церкви-сестры", которое встречается в документе "Доминус Йезус" и ноте о выражении "Церкви-сестры", подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II.

В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения "Церкви-сестры" в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является "матерью и наставницей", а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше.

Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. История свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

Убежден, что данные вопросы должны быть предметом православно-католического богословского диалога.

- Какими Вы видите монастыри в XXI веке? Возможны ли сегодня монастыри с учеными монахами, которые сочетают труд, молитву и науку и создают компьютеры нового поколения? Может ли Церковь дать обществу образец модернизации на основе традиций?

- Православной духовной традиции не свойственно "разделение труда" между иноческими обителями, подобное тому, которое существовало и отчасти существует поныне среди католических монашеских орденов. Тем не менее особый вклад многих прославленных русских обителей в ту или иную сферу жизни Церкви или народа неоспорим. Например, Соловецкий монастырь, помимо подвижнической жизни своих насельников, прославился необычайно эффективным ведением хозяйства. Подумать только - иноки расположенной за полярным кругом обители выращивали в теплицах арбузы! Этот монастырь был форпостом цивилизаторской и просветительской работы среди народов Севера; он был мощной неприступной крепостью, отразившей, например, нападение английской эскадры в Крымскую войну.

Не менее показателен пример Оптиной пустыни, которая прославилась пастырской и просветительской деятельностью. В Оптиной осуществлялaсь обширная программа издания святоотеческих творений. Многие имена подвижников древности были возвращены благочестивому читателю трудами насельников этого прославленного монастыря. Благодаря мудрым и утешительным наставлениям нескольких поколений оптинских старцев многие люди избежали погружения в пучину безверия и отчаяния, а сама обитель долгие годы являлась местом паломничества и культурной элиты России, и простых крестьян.

Подобных примеров можно привести множество. Добавлю, что и в советское время, когда подавляющее большинство монастырей подверглось разорению, те обители, в которых продолжалась монашеская жизнь и сохранялось преемство традиций, оставались настоящими светильниками для всех, кто стремился строить свою жизнь по Евангелию. Жизнь иноков была свидетельством, подчас молчаливым, о том, что люди достойны иной цели своей жизни, неизмеримо более высокой, чем построение коммунизма к 1980 году.

Возможно ли возрождение такого служения монастырей? Ответить на этот вопрос пока трудно. Но могу сказать, что поддержание высокого уровня монашеской жизни является одним из приоритетных направлений возрождения Церкви. Монашество - это авангард Церкви. Полноценной монашеской жизни всегда предшествовало накопление опыта благочестивой жизни в миру. Роль монастырей в духовной жизни православных христиан достаточно высока и сегодня. Что же касается их влияния на жизнь народа вообще, на развитие науки, культуры и так далее, - оно неизбежно возникнет. Но нужно отдавать себе отчет в том, что необходимым условием появления такого влияния является подлинное воцерковление общества, немыслимое без десятилетий напряженного труда, молитвенного подвига, просветительской работы. Нам предстоит не только возродить традиции предков, но и попытаться применить накопленный ими опыт ревностного исполнения заповедей Христовых и стяжания Духа Святого в современных исторических условиях. Именно это, думаю, будет главным послушанием монахов наступившего XXI века.

Интервью интернет-порталу

"Интерфакс-Религия"

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008





№ 13-14(386-387) июль 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика