№ 1-2 (350-351) январь 2007 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года

Сердечно приветствую Преосвященных архипастырей, представителей ставропигиальных монастырей, настоятелей, клириков и членов Приходских советов града Москвы, собравшихся на это Епархиальное собрание, которое объявляю открытым.
Как и в прошлые годы, на многочисленных встречах с государственными лидерами Российской Федерации: с Президентом (таких встреч было семь), с руководителями обеих палат Федерального Собрания, с полномочными представителями Президента в федеральных округах, министрами, губернаторами, мэрами городов — мы постоянно углубляли взаимопонимание в вопросах улучшения нравственного климата в стране, утверждения традиционных ценностей нации, сохранения и упрочения межнационального и межрелигиозного мира.
Церковь, глубоко обеспокоенная многочисленными проблемами нашего общества, в первую очередь демографической проблемой, а также распространением среди молодого поколения таких пороков, как алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность, игромания, прилагает все усилия, чтобы укрепить российское общество. Главная забота на пути решения этой проблемы — укрепление института семьи. Церковь, понимая значение семьи для формирования будущего России, учредила «Патриарший знак материнства», который вручается «в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение». «Патриаршим знаком материнства» награждаются лица, воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе. 28 ноября сего года первые такие знаки были вручены многодетным матерям Центрального федерального округа, в том числе и матерям города Москвы.
По инициативе Церкви и при поддержке общественных организаций в 2006 году были проведены различные форумы и конференции, посвященные демографии и проблеме семьи. В марте нынешнего года в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялась Наша встреча с членами Международной общественной ассоциации благотворительных фондов «Мама». В феврале в российской столице проходила конференция, посвященная духовно-нравственным и социально-правовым проблемам детско-подростковой беспризорности и безнадзорности и социального сиротства в современной России.
Церковь всеми силами стремится содействовать государству в решении межнациональных и межрелигиозных проблем. Русская Православная Церковь была инициатором Всемирного саммита религиозных лидеров, который проходил в Москве с 3 по 5 июля 2006 года, в преддверии саммита «большой восьмерки». На форум собрались более ста религиозных деятелей: Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы и представители других христианских конфессий, а также руководители мусульманских, еврейских, буддистских и иных религиозных общин из разных стран мира.
Хочется также напомнить об истории нового государственного праздника — Дня народного единства, наглядно демонстрирующей возможность изменения общественного мнения нашими общими усилиями. Началось с переименования в 1996 году Дня Октябрьской революции, отмечавшегося 7 ноября, в День согласия и примирения.
А в 2004 году по инициативе Русской Православной Церкви Государственная Дума приняла решение о переносе праздничного дня с 7-го на 4 ноября, когда совершается празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Впервые этот праздник отмечался в прошлом году, и его центром был Нижний Новгород, где собиралось народное ополчение под руководством Минина и Пожарского. В нынешнем году центром праздничных торжеств в честь Дня народного единства стала столица нашего государства Москва. Так постепенно обществу прививается сознание того, что бескорыстная любовь к ближнему и преданность отечеству необходимы современной России не меньше, чем в далеком 1612 году.
В продолжение года Мы имели радость братского общения с Предстоятелями Поместных Церквей: в январе — с Архиепископом Албанской Православной Церкви Анастасием, в июне — со Святейшим Патриархом-Католикосом Грузинской Православной Церкви Илией II. В марте и августе состоялась Наша встреча с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.
Не раз Мы встречались и с делегациями Римско-Католической Церкви, однако хочу подчеркнуть, что эти встречи, хотя и выглядели вполне результативными, на самом деле носили больше дипломатический характер. Продолжается католическая миссия в России и других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также крайне недружественная политика руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги по изменению ситуации в лучшую сторону; без этого наши встречи с представителями Римско-Католической Церкви будут носить лишь протокольный характер и не принесут облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий.
В нынешнем году во многих епархиях проходили форумы, посвященные проблемам воспитания молодежи. В Москве в очередной раз прошел Московский фестиваль православной студенческой молодежи, пятый по счету. Этот фестиваль ежегодно собирает молодых людей: столичное студенчество, представителей православных молодежных и детских организаций, тружеников на ниве православного молодежного движения со всей России и ближнего зарубежья. За пять лет лауреатам фестиваля было вручено пятьдесят премий «Обретенное поколение».
Одними из наиболее значимых событий церковной жизни были и остаются регулярные сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. В прошедшем году их было четыре. Многие вопросы, которые рассматривались на заседаниях Синода, имели внутрицерковное значение. Например, почти на каждом из прошедших заседаний утверждались предложения по причислению к Собору новомучеников и исповедников Российских новых святых. В этом году к Собору было причислено около пятидесяти подвижников. Учреждались семинарии, решались вопросы об избрании новых епископов.
Обсуждались вопросы, связанные с возобновлением канонического общения с Русской Православной Церковью Заграницей. В течение всего года проходила работа специальной Комиссии Московского Патриархата по диалогу с РПЦЗ и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Результатом этой работы стало принятие «Акта о каноническом общении», который должен быть принят Синодами Зарубежной Церкви и Московского Патриархата.
Этот год был значимым для всего православного российского народа, ибо по щедрой милости Божией в пределы православной Руси были принесены великие святыни — честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частица Честного и Животворящего Креста Господня и честные мощи святой Марии Магдалины. Этим святыням поклонились около трех миллионов человек в восемнадцати городах Российской Федерации и Украины. Многие москвичи самоотверженно простаивали в очереди многие часы, чтобы поклониться святыням. Но многие, особенно пожилые и больные люди, к сожалению, поклониться им не смогли.
В связи с этим хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями. Если для многих епархий и городов, где побывали упомянутые святыни, это была единственная возможность поклониться им, то в столице все обстоит по-другому. Наши московские храмы являются хранителями уникальных реликвий — чудотворных икон, мощей угодников Божиих, других православных святынь, в том числе и частиц мощей Крестителя Господня Иоанна, равноапостольной Марии Магдалины и Животворящего Креста Господня. Но многим москвичам об этом просто не известно. Надо продумать способы оповещения москвичей обо всех святынях нашего града, издать буклеты, справочники и путеводители по святыням Москвы, сделать доступными для всех верующих чудотворные, намоленные иконы и ковчеги со святыми мощами. <...>
Прошедший год был ознаменован памятными событиями и в моей жизни. Исполнилось шестнадцать лет с начала моего патриаршего служения и сорок пять лет со дня архиерейской хиротонии. В годы своего патриаршего служения я черпал духовные силы в свершениях великих святителей и пастырей церковных, молитвами и подвигами которых созидалась Русская Православная Церковь. Митрополиты и патриархи Московские, многие из которых прославлены Церковью в сонме святых угодников Божиих, подают каждому из нас пример беззаветного служения Церкви и народу. Путь архиерейского служения тернист и требует от избранного огромной ответственности за своих пасомых перед Господом. Но первосвятительский крест — особый. Осознавая, что в твоем лице представлена вся Русская Православная Церковь, нужно постоянно молить Всемилостивого Жизнеподателя Христа о помощи в этом крестоношении и стремиться все свои силы полагать на благо Церкви Христовой, для ее процветания в нашем отечестве.
В этом году мною было совершено семь поездок по епархиям, не считая Подмосковья. В некоторых из них я побывал впервые. Скажу, что каждый из этих визитов был очень важным, хотя они и были разными по своему значению. Например, Наш визит в Латвию стал первым за всю 900-летнюю историю Православия в этой стране. Впервые Предстоятель Русской Православной Церкви ступил на Латвийскую землю. Посещение Латвийской Республики имело очень большое значение для поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви в России и сопредельных государствах.
По милости Божией, в июле Нам удалось вновь посетить Валаам.
2006 год был ознаменован возобновлением монашеской жизни в Свято-Успенской Саровской пустыни — известном мужском монастыре Нижегородской епархии, а также празднованием 300-летия основания этой обители, в котором Мы приняли участие. В  нынешнем году исполнилось 910 лет со времени первого исторического упоминания Спасо-Преображенского монастыря в Муроме, и к этому знаменательному юбилею был приурочен мой визит в старейшую во Владимирской епархии обитель.
При посещении в августе Саранской и Мордовской епархии был освящен кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова, возведенный трудами многих людей в центре Саранска.
9—10 сентября сего года состоялся Наш архипастырский визит в Калининград, приуроченный к шестидесятилетию образования Калининградской области. Во время этого визита было совершено освящение кафедрального собора Христа Спасителя, что свидетельствует о продолжающемся благоустроении церковной жизни на Калининградской земле.
В этом году произошло несколько знаменательных событий в Санкт-Петербургской епархии, в которых Господь сподобил Нас принять участие. Одно из них имело общероссийское значение. Перезахоронение в сентябре 2006 года останков императрицы Марии Феодоровны стало символом восстановления преемства российской истории. Это событие свидетельствует о том, что к нашему народу возвращается память о людях, традициях и свершениях дореволюционной России, которую еще не так давно пытались очернить, оболгать и обречь на забвение. Ныне останки императрицы покоятся рядом с гробом ее венценосного супруга императора Александра III. Это добрый знак, знаменующий воссоединение и примирение исторических эпох, преодоление вражды и разделений, которые принесли с собой революция и гражданская война.
Однако главным для Нас, как и всегда, являлось совершение богослужений. За период с предыдущего Епархиального собрания Нами совершено 170 богослужений, из них в соборах Московского Кремля — 24, в кафедральных соборах Москвы — 53, в обителях, монастырских подворьях, приходских храмах Москвы, ставропигиальных монастырях — 73 и 20 — в храмах и обителях других епархий. В текущем году Нами было совершено 6 архиерейских хиротоний. Кроме того, три епископа были рукоположены на Украине — для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Затем Святейший Патриарх Алексий привел статистические данные о Церкви в целом, о первопрестольном граде Москве и духовных школах Русской Православной Церкви.

Приведенные выше статистические данные красноречиво свидетельствуют о положительной динамике развития церковной жизни в ее внешних проявлениях. Однако более всего тем, кто заботится о благоустроении дома Божия, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), следует помышлять о собственном душевном устроении, дабы не уподобиться тем, о ком сказано в Евангелии как о имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся (см.: 2 Тим. 3, 5), дабы каждый домостроитель Таин Божиих был подлинным образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Нам, призванным к свидетельству о Христе перед миром, лежащим во зле (ср.: 1 Ин. 5, 19), строже всего следует судить самих себя, памятуя слова Спасителя: кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Ныне же, наблюдая состояние окружающего нас общества и Церкви Христовой как свидетельницы Божественного Откровения в мире сем, мы можем с глубоким чувством повторить слова Священного Писания: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).
Вопрос о соответствии духовного состояния носителей благодати Божией своему высочайшему призванию и труднейшим задачам, предлежащим им, приобретает особую актуальность в настоящее время, в постиндустриальную эпоху.
Ныне мировое сообщество переживает период глобализации, представляющей собой стремительный процесс формирования единого информационно-экономического пространства. Это стало возможным в первую очередь благодаря активнейшему развитию технологий обработки, передачи и хранения информации.
В результате, разного рода границы, казавшиеся нашим предкам незыблемыми, ныне утратили былую непроницаемость. Это касается не только политической, социальной и экономической сфер, но и сферы мировоззренческой. Удивительно, но сегодня и в области религиозной, для которой, как считалось ранее, характерны наиболее архаичные формы человеческого мышления, наблюдаются подобные тенденции к эклектическому смешению разнородных элементов.
Говоря об объективности указанных процессов, необходимо сознавать, что данные явления, как порождение человеческой деятельности, могут и должны быть оценены с христианских позиций.
Формирование единого информационно-экономического пространства сопряжено с неминуемым изменением ряда ключевых мировоззренческих ориентиров современного человека. К наиболее ярким явлениям подобного рода следует отнести, с одной стороны, широкое распространение в общественной среде формы бытового мировосприятия, опирающегося на принцип интеллектуальной всеядности, при котором в сознании человека сосуществуют совершенно разные, иногда взаимоисключающие идеи, а с другой — набирающие все большее влияние унификационные тенденции.
Можно даже говорить о постепенном формировании некоторой общей антропологической концепции, в которой мерой всех вещей становятся потребности человеческой природы, искаженной грехом. Именно на основании такого отношения к окружающему миру и к себе самому происходит постепенная секуляризация сознания современного общества, из жизни которого вытесняются традиционные религиозные ценности. Одним из прямых порождений такого взгляда является релятивистский подход к оценке действительности, что приводит к активному размыванию представлений современного человека о фундаментальных нравственных ценностях.
Конечно же было бы неоправданным преувеличением утверждать, что в минувшие века общество целиком состояло из людей морально совершенных, чуждых каким-либо порокам. Однако ныне становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали и неприемлемости категоричных суждений относительно нравственного достоинства человеческих поступков. Внешним проявлением этого становится попытка произвести словесную подмену, заменив наиболее очевидные термины, звучание которых воскрешает в сознании обывателя чувство нравственной ответственности. Словесные, языковые предпочтения здесь как нельзя более показательны. Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство — «гражданским браком», корыстолюбие — «материальной заинтересованностью». Думаю, что каждый из сидящих в этом зале легко может продолжить этот печальный ряд.
Информационная среда, окружающая наших сограждан, изобилует множеством материалов, носящих откровенно безнравственный характер, пропагандирующих потребительское отношение к обществу и ближним, уничтожающих саму мысль о наличии абсолютной, незыблемой системы ценностей, основанной на вневременных и не подверженных тлению основаниях.
Идеология секуляризма, претендующая на универсальность, становится сегодня серьезным препятствием на пути возвещения Благой вести современному миру. Основная сложность противодействия этому мировоззрению состоит в том, что это миропонимание скорее является интуитивным, чем рационально принимаемым для подавляющего большинства своих адептов. Поэтому крайне сложно бывает побудить человека к принятию аргументов, опровергающих самодостаточные принципы отношения к миру, пропитавшие весь строй жизни современного человека и предоставляющие ему множество удобных поводов для потакания собственным страстям и порокам.
Отсутствие твердых нравственных принципов ведет к ложному восприятию окружающей действительности и своего места в мире. Часто человек стремится избежать осознания реальности, понимая, что это знание накладывает на него определенную моральную ответственность. Именно это ощущение становится плодородной почвой для порождения явления, которое с некоторой долей условности можно назвать социальным инфантилизмом. Главным атрибутом этого явления становится общий недостаточно серьезный, можно даже сказать, игровой подход ко всему строю жизни. Приведем лишь несколько примеров подобного рода. Сейчас часто можно видеть взрослых или даже пожилых людей, одетых подобно воспитанникам детского сада. Значительное количество эфирного времени на радио и телевидении отводится развлекательным передачам: играм либо демонстрациям кино- и видеоматериалов с очевидно сказочным или нравственно искаженным сюжетом, активно развивается индустрия уличных развлечений — различных игровых клубов и развлекательных аттракционов. В области информационных технологий компьютерные игры, а равно и прочие явления, создающие «виртуальную реальность», также занимают огромное место. Сам факт «потребления» данных продуктов обществом является ярким свидетельством их востребованности.
Очевидно, что подобная среда, формируемая в ответ на определенные запросы общества, в свою очередь воспитывает в молодых поколениях наших сограждан отношение к жизни весьма специфического рода.
Вместе с тем не менее очевидно, что Православная Церковь не может спокойно взирать на сложившееся положение вещей, прежде всего в силу того, что ее основная задача — содействовать спасению человека, указывать ему на его высочайшее Божественное призвание и свидетельствовать о том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Бог, будучи источником любви, призывает каждое из Своих разумных творений к уподоблению Себе. Поэтому христианство настаивает на том, что подлинная духовная жизнь немыслима без деятельной любви к Богу и ближним. Однако любовь только тогда достигает своего результата, когда получает выражение в конкретных делах, заботе о благополучии окружающих. Именно поэтому Православная Церковь, будучи наряду с другими религиозными организациями отделена от государства, не может отделить себя от нужд общества, в среде которого проходит свое земное служение. Особенно актуально социальное служение Церкви в нынешнюю эпоху торжества прагматизма, когда забота о благе ближних, социума, родины с легкостью уступает место попечению о собственных эгоистических интересах.
В связи с этим следует сказать, что Русская Православная Церковь во все времена своего бытия являлась тем духовным фундаментом, на основании которого росло и крепло могучее здание Российского государства. Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может иметь подлинную любовь к людям и своему отечеству, способен быть настоящим патриотом.
Нам есть что сказать человеку о нем самом. Однако чтобы Истина Христова принесла добрый плод, она должна стать доброй закваской, изменяющий свойства всего смешения (ср.: Гал. 5, 9) не только в области внутрицерковной, она должна войти в жизнь всего общества, и прежде всего ее самой малой составляющей — семьи, соделав ее, по слову Апостола, домашней Церковью (ср.: Кол. 4, 15).
Далее Святейший Патриарх перешел к основной части своего доклада.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время раздирать и время сшивать, время молчать и время говорить» (Еккл. 3, 1—7).
Так сказал библейский мудрец. И сегодня, по истечении почти года после очередного Епархиального собрания, для нас вновь настало время говорить о церковных событиях и делах уходящего года и держать ответ друг перед другом и перед Богом.
В служении каждого священнослужителя присутствуют две составляющие, противоположные друг другу и в то же время тесно связанные между собой, — Божественное и тварное, Небесное и земное, священное и профанное.
Если священнослужитель замкнется в себе, погрузится всецело в сферу Божественного и будет игнорировать сложный и неблагополучный мир, то он изменит своему назначению, той спасительной миссии, с которой Иисус Христос посылает всех Своих учеников: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19—20); Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15).
Но если священник впадет в другую крайность — полностью растворится в мире с его заботами, тревогами и проблемами и утратит понимание конечной цели всего мироздания — достижение Божественного совершенства (ср.: Мф. 5, 48), он также не выполнит своей основной пастырской задачи. Такая односторонняя «любовь» к миру есть измена и вражда к Богу. Кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15).
Каждый раз, собираясь на ежегодное Епархиальное собрание, мы оглядываемся на пройденный путь, анализируем сегодняшнее положение Церкви и намечаем перспективы дальнейшего развития епархиальной жизни. Бог благословил многие наши начинания, совсем недавно казавшиеся неосуществимыми, умудрил и укрепил делателей, привел к исполнению, довершил задуманное и совершил то, о чем мы и мечтать не дерзали двадцать лет назад.
Не перестаешь удивляться тому, как за краткое время умножилась и благоукрасилась наша Церковь. Из руин, а иногда и буквально из ничего восстали в неземной красоте Божии храмы, к вере, к Церкви приходят люди: дети, старики, и преступники в тюрьмах и лагерях, и чиновники на всех уровнях власти. Церковные праздники становятся выходными днями, законодательно закрепляется соработничество Церкви и государства, мы получили широкую возможность через СМИ свидетельствовать обществу о евангельских ценностях.
Согласно опубликованным в ноябре сего года данным исследования, проведенного Российским институтом общественного проектирования, в 1991 году православными называла себя примерно треть населения, тогда как в 2006 году — уже две трети. Число же мусульман не меняется, а вот атеистов стало в два раза меньше. Регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются вчетверо больше людей, чем пятнадцать лет назад.
Конечно, мы не можем закрывать глаза и на негативные явления нашей жизни, на различные современные искушения, связанные с оскудением веры, но все же мы должны и радоваться и благодарить Бога за все то доброе и великое, что по милости Его совершается в наше время.
Мы не раз говорили о том, что нужно не только восстановить порушенные стены храмов и монастырей, но и возродить полноту церковной жизни внутри этих стен, реставрировать души людей, исковерканные атеистическим режимом. Полнота Христовой любви должна проявляться и за стенами храмов, наполняя всю жизнь наших прихожан.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008



№ 12 (361) июнь 2007


№ 10 (359) май 2007



№ 1-2 (350-351) январь 2007


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика