Церковный вестник


№ 9-10 (262-263) май 2003 г. / Праздники и юбилеи

Праздник церковной и народной музыки

27 апреля, в день Светлой Христовой Пасхи, в Москве открылся II Пасхальный фестиваль. Это одно из самых масштабных культурных событий проводится в столице во второй раз. Идея его организации принадлежит знаменитому петербургскому дирижеру Валерию Гергиеву. Замысел получил благословение Святейшего Патриарха Алексия, который возглавил оргкомитет фестиваля. В рамках двухнедельной праздничной программы прошло более 40 различных мероприятий, в том числе “Звонильная неделя” — концерты колокольной музыки в храмах. Среди участников фестиваля — крупнейший российский пианист Михаил Плетнев, исполнивший в Большом зале Консерватории Третий фортепьянный концерт Рахманинова, и молодая солистка Мариинского театра Анна Нетребко, выступившая в Доме музыки с концертом Глиэра для сопрано с оркестром, а также известные хоровые коллективы из Болгарии, Греции, Сербии, Англии. Прозвучали произведения пяти веков — от музыки раннего Ренессанса и барокко до сочинений современных композиторов.

Торжественное открытие II Пасхального фестиваля состоялось 27 апреля в Большом зале Консерватории. Церемонию открыл мэр Москвы Юрий Лужков. Затем было оглашено приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам фестиваля. В приветствии говорится: “Роль православной музыкальной культуры весьма велика. Эта культура есть выражение того мироощущения, которое созидается исполнением евангельских заповедей, мироощущения, которое имели святые, явившие образцы веры и благочестия, образцы деятельной любви к Богу, ближнему и Отечеству”.

В программу концерта вошли “Свадебка” Стравинского, написанная в 1923 году для дягилевской труппы, и Пятая Симфония Чайковского. Дирижировал в этот день художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. В “Свадебке” были заняты пианисты Максим и Александр Могилевские, Светлана Смолина и Юлия Заичкина, семь ударников, хор и четыре вокалиста: Наталья Корнева, Ольга Савова, Владимир Феленчак и Геннадий Беззубенков. На “бис” была исполнена увертюра к опере Глинки “Руслан и Людмила”, которая имела огромный успех у публики. Концерт транслировался в прямом эфире по телевидению.

Одно из самых интересных событий II Пасхального фестиваля — премьера оперы Владимира Мартынова “Новая жизнь” (по знаменитому произведению Данте). На прошлогоднем Пасхальном фестивале был представлен небольшой фрагмент, а в этом году опера прозвучала в концертном исполнении в новом Московском международном доме музыки. Владимир Мартынов — одна из наиболее заметных фигур среди современных российских композиторов. Он автор многих произведений духовной музыки, в его биографии — служба регентом, преподавание в Троице-Сергиевой лавре, руководство оркестром и хором Мариинского театра.

По традиции только на Светлой седмице на звонницу мог подняться любой и позвонить в колокола, возвещая о Воскресении Христовом. В этом году в рамках “Звонильной недели” Пасхального фестиваля прошли уникальные концерты колокольной музыки. На звонницах двадцати столичных храмов можно было услышать лучших российских мастеров колокольного звона.

Звонницу называют одним из самых сложных музыкальных инструментов. Звонарь должен управлять несколькими десятками колоколов. Сами звонари сравнивают свое искусство с работой дирижера огромного оркестра и говорят, что самое сложное — это приноровиться к неповторимому звучанию каждого колокола. Под началом руководителя “Звонильной недели” Игоря Коновалова — колокольни Кремлевских соборов и Храма Христа Спасителя. По его словам, “на Пасхальный фестиваль в Москву съехались мастера колокольного звона из Владимира, Суздаля и Ростова Великого, чтобы продемонстрировать свое искусство. Звонарям пришлось приноравливаться к звучанию незнакомых колоколов. Поэтому звон, который услышали москвичи, поистине уникален”.

Одним из ярчайших впечатлений “Звонильной недели” стала программа, исполненная 4 мая на звоннице Казанского собора. Набор колоколов Казанского собора неповторим. Все колокола была подобраны по созвучию знаменитых ростовских колоколов и переданы в собор из Государственного Кремлевского дворца, в котором они находились с 1961 года.

Эта программа стала прологом к вечернему действу на Соборной площади Московского Кремля.

Оркестр, хор и солисты Мариинского театра представили оперу Мусоргского “Борис Годунов”. Дирижер и художественный руководитель постановки Валерий Гергиев, сценограф Александр Шишкин, художник по свету Глеб Фильштинский и режиссеры Андрей Могучий и Михаил Панджавидзе создали поистине впечатляющее зрелище. На Соборной площади Кремля были сооружены сцена пятиметровой высоты, двухэтажная декорация, пять светодиодных экранов и амфитеатр для зрителей на 1,5 тысячи мест. Однако из-за плохих погодных условий представление едва не отменили. Холод, ветер и сильный дождь в течение часа не давали начать оперу. Видя, как работники вениками разгоняют с площадки воду и посыпают покатый деревянный настил специальным порошком, чтобы не скользили артисты, мало кто из зрителей, терпеливо дожидавшихся начала, всерьез мог поверить, что спектакль все же состоится. Замерзшей публике раздали одеяла. Но и в таких тяжелых условиях артистам Мариинского театра удалось исполнить удивительную оперу Мусоргского. Разбушевавшийся дождь только усиливал впечатление уникальности этой постановки. Самым поразительным моментом действа стала сцена коронации, когда под настоящий колокольный звон с колокольни Ивана Великого Борис Годунов (Владимир Огновенко) вышел на крыльцо Успенского собора.

Особое место в Пасхальном фестивале заняла хоровая программа. Она включала выступления лучших отечественных хоров: Московского государственного академического камерного хора, камерного хора Московской государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, хора Московской регентской певческой семинарии при храме Богоявления Господня в Китай-Городе, хора “Древнерусский распев” под управлением Анатолия Гринденко, хора храма Святителя Николая в Толмачах под управлением Алексея Пузакова, а также зарубежных коллективов: болгарского “Angelite”, грузинского “Рустави”, греческого “Ангелопулос” и сербского “Драгослав”.

Болгарский женский хор “Angelite”, выступавший в храме Софии, Премудрости Божией, на Лубянке, исполнял церковные песнопения глубокого средневековья. В храме апостолов Петра и Павла у Яузских ворот — подворье Сербской Православной Церкви в Москве — состоялся концерт хора “Драгослав” под руководством Павле Аксентьевича, известного сербского музыканта и художника, одного из самых авторитетных специалистов в области сербской духовной и народной музыки. Программа концерта состояла из византийских и сербских песнопений. Исполнение этого хора поражает особой строгостью и диапазоном голосов певцов. Соло Павле Аксентьевича звучит на фоне голосов других хористов. “На меня произвело огромное впечатление пение хора Павле Аксентьевича, своеобразное его “несовершенство” пения — то, что он что-то не дотягивает или перетягивает, — особая народность его пения, — говорит Анатолий Гринденко, руководитель хора “Древнерусский распев”. — Для меня наиболее важны вещи, которые адресуют нас в прошлое. Сольное пение Аксентьевича — это византийское пение. Оно очень близко к византийской традиции. Я встречался после концерта с Павле Аксентьевичем, и мы пели с ним вдвоем. Это было совершенно удивительно. И это человек, который очень плохо знает нотную грамоту! Поэтому то, что он поет, он поет со слуха, в традиции пения черногорских и афонских монахов. Он очень свободно трактует длительности. Творчество Павле Аксентьевича очень повлияло на меня, укрепило в моих собственных позициях. Мне кажется, что пение не может быть втиснуто в рамки метрики”.

На хоровом гала-концерте в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя звучали и народные песни. Греческий хор использовал в своем выступлении и народные инструменты — домры, гусли и ударные. Зал легко подхватывал аплодисментами ритмы песен. Несколько раз зрители вызывали на “бис” грузинский ансамбль “Рустави”, исполнявший на гала-концерте и духовную, и фольклорную музыку. Рассказывает Алексей Пузаков: “Большое впечатление произвело на меня выступление хора из Сербии “Драгослав”, хора византийского пения “Ангелопулос” и грузинского ансамбля “Рустави”. Сегодня это, на мой взгляд, наиболее яркие и интересные коллективы,  исполняющие духовную музыку. Их исполнение очень самобытно. Оно, безусловно, не академическое, а близкое к древней церковной народной традиции. У нас в России такой традиции не сохранилось, так как после XVIII века мы все перешли на европейское пение. В России учат классическому пению и ставят голоса, близкие к итальянской или немецкой школе. В Сербии, Грузии, Греции, Болгарии сохранилась древняя церковная традиция пения. Поэтому у них особый гармонический строй, уникальная подача звука в звучании голосов. Голоса звучат естественно, и в этом заключается удивительная подлинность древнего пения”.

  Мария Ельцова  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://