Церковный вестник


№ 14-15 (243-244) август 2002 / Чтение

Книги - 2002

1. В помощь священнику сельского храма

Священник Павел Хондзинский

В издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института вышла в свет книга священника Т.Тихомирова «НА ПРИХОДЕ».
Книга представляет собой практическое руководство для священника, своеобразную «священническую энциклопедию». Впервые она увидела свет незадолго до революции, в 1915 году.
За последнее время была переиздана не одна подобная книга. Существует даже 8-томная «Настольная книга священнослужителя» издания Московской Патриархии, ныне обновляемая. Каждая из книг по-своему важна, хотя универсальный восьмитомник найдется, пожалуй, даже не в каждом столичном храме, не говоря уже о провинции и сельских приходах. В этом ряду книга свящ. Тихомирова имеет свою специфику.
Прежде всего, она ориентирована как раз на тот самый провинциальный и сельский приход, где пастырь, увы, как правило, предоставлен сам себе; где не имеется в достатке не только солидных справочных изданий, но и самых необходимых книг; где, наконец, священнику приходится быть не только священником, но и уставщиком, миссионером, преподавателем Закона Божия, проповедником, богословом, борцом с пьянством (а теперь и с наркоманией), строителем и трудно даже перечислить еще кем в одном лице. К тому же за все вышеперечисленные дела нередко приходится браться человеку, который не имеет не только серьезного духовного образования, но и хотя бы долговременного опыта церковных послушаний при храме. Есть от чего впасть если не в отчаяние, то в уныние. И вот здесь-то книга «На приходе» может сослужить неплохую службу начинающему, да и не только начинающему пастырю. Как научиться проповедовать и какие темы лучше брать для первых своих проповедей? Как организовать приходскую жизнь? Как правильно совершить проскомидию? Как встретить архиерея? Как служить, если Благовещение совпало с Великим Пятком? Как должен вести себя ставленник? Ответы на эти и на многие иные вопросы, собранные в одном, пусть и объемистом, томе, пастыри найдут, обратившись к труду отца Т.Тихомирова.
Книга «На приходе» написана без малого сто лет назад, и печать времени, несомненно, лежит на многих высказываниях автора. Особенно это относится к области исторической литургики. Поэтому издательство пошло компромиссным путем — не просто переиздав книгу репринтом (такое переиздание уже было), но тщательно отредактировав и прокомментировав текст и постаравшись приблизить его к реалиям сегодняшней церковной жизни. Так, все документы и постановления, относящиеся к устройству Церкви, взяты из Устава Русской Православной Церкви последней редакции, принятого на Архиерейском Соборе 2000 года.
Добавим, что книга свящ. Т.Тихомирова обладает и несомненной исторической ценностью, поскольку в ней зафиксирован срез богослужебной традиции конца Синодального периода.
К современному священнику (или к тому, кто готовится стать им) обращен живой голос русского пастыря из ушедшей уже эпохи. Хотелось бы надеяться, что этот голос найдет сегодня внимательного собеседника.

2. Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII—XX века.
Издание прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Москва, 2002.

Священник Борис Михайлов.

Священник Борис Михайлов— автор историко-краеведческих работ о московских храмах «Церковь Троицы в Останкино» и «Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне». Его третья книга посвящена храму Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, в котором о. Борис служит настоятелем.
Как и в предыдущих работах, поражает почти энциклопедическая полнота изложения материала. Книга рассказывает не только об истории храма Покрова с начала XVII века до нашего времени, но и о древней истории Филей. Подробно описаны события приходской жизни, приводятся  биографии клириков, прихожан, владельцев и зодчих храма. Немалый интерес представляют богословские, исторические и искусствоведческие отступления,  которые о. Борис делает на протяжении всего текста.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — уникальный памятник русского зодчества, один из первых образцов «московского барокко». В 1690-1693 годах на средства боярина Л.К. Нарышкина вместо деревянной церкви, известной с 1719 года, было построено двухэтажное каменное здание. Во всем его облике и деталях интерьера воплотились наиболее передовые архитектурные наработки того времени. Здание представляло собой храм нового типа, отступавший от традиций древнерусского зодчества. Причину такого отступления автор видит в сильном влиянии латинства, которое пришлось на вторую половину XVII века и нашло яркое выражение в Покровском храме.
Советская власть неоднократно пыталась закрыть храм Покрова в Филях. Первая попытка была сделана в 1933 году, но тогда община собрала 933 подписи в защиту храма, и его удалось отстоять. В 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). Через четыре года храм закрыли окончательно. В 1971 в здании храма разместился филиал Музея им. Андрея Рублева. Через двадцать лет, в 1991 году, по благословению Патриарха Алексия из числа сотрудников музея и местных жителей была сформирована община. Однако храм до сих пор не возвращен Церкви. Настоятелем о. Борис был назначен в апреле 1994 года. В течение трех лет — с 1997 по 2000 год — приходилось служить молебны за оградой храма, поскольку руководство музея не допускало внутрь ни духовенство, ни прихожан. И только в 2000 г., на Пасху, в результате неоднократных обращений Патриарха к правительству Москвы возобновилась Божественная литургия.
В книге содержится множество иллюстраций, в том числе — старинные карты, чертежи, гравюры, фотографии начала века и современные фотоматериалы. В приложении опубликована полная опись святынь и древностей храма, составленная в 1857 году настоятелем о. Алексием Орловым, а также Синодик священно-церковнослужителей и прихожан храма.

3.Сектоведение. Опыт систематического исследования. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского
Нижний Новгород, 2002.

Александр Дворкин.

Вышло в свет третье издание «Сектологии» Александра Дворкина. Вряд ли требуется подробно рассказывать об этой работе, уже давно имеющей статус базового учебника на теологических факультетах российских вузов и включенной в план учебно-просветительской работы Свято-Тихоновского богословского института.
Вице-президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр» Александр Дворкин — ведущий специалист по проблемам экспансии новых религиозных движений в России. Его авторству принадлежат семь книг и более 260 публикаций на 15 языках. Сейчас он заведует кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института, и данная книга появилась в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение».
Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года.
В книге собраны и систематизированы материалы о учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект. Массив источников, использованных автором, огромен. Это вероучительные книги тоталитарных сект, их рекламные и «внутрислужебные» публикации, сектоведческие исследования зарубежных и отечественных авторов, судебные дела, материалы государственных экспертиз, парламентские документы, публикации в СМИ и интернете. Часть информации была получена от общения с функционерами, рядовыми членами и бывшими участниками сект, их родными и близкими.
По сравнению с первым изданием книга существенно переработана и дополнена. Ее объем увеличился более чем вдвое. Во все разделы были внесены изменения и дополнения, а некоторые были переписаны заново. Отдельные главы, посвященные псевдоиндуистским сектам, написаны диаконом Михаилом Плотниковым. Поскольку объект сектоведения постоянно изменяется, появляются все новые тоталитарные секты, автор, по его собственному признанию, стоит перед необходимостью последующих переизданий.
В предисловии к книге протоиерей Димитрий Смирнов пишет: «“Сектоведение” — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением. Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж». Впрочем, нельзя не согласиться и с пожеланием о. Димитрия, чтобы в книге появился еще более подробный рассказ об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв.
Несмотря на строгий научный подход к проблеме, книга написана живым и доступным языком.
В приложении дается Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», а также итоговые документы международных научно-практических конференций «Тоталитарные секты в Сибири» (1999 г.) и «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (2001 г.). Приведенный в этих документах список наиболее опасных тоталитарных сект на сегодняшний день является самым полным.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://