В основание храма — Дома Божиего — закладывается крест, на освящение храма водружаются подпрестольные или водружальные кресты с надписью: «Освятися алтарь Господа нашего Иисуса Христа». На престол, отмеченный знаком креста, полагается антиминс, на котором всегда присутствует крест. На древних русских антиминсах XII века изображался Голгофский Крест, в более позднее время на антиминсах стали помещать композиции «Снятие с Креста» либо «Положение во гроб». Дарохранительница, установленная на престоле, обязательно увенчивается крестом. На самом престоле обязательно полагается напрестольный крест, за престолом поставляется выносной крест, олицетворяющий Голгофу. «Крест везде прилагается», —записано в «Новой Скрижали», составленной архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином в середине XIX столетия на основе древних источников святых отцов. В главе XI «О святом Кресте» говорится: «Поелику святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста, посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? и как древние святые крест почитали?». Крест лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».