Церковный вестник


№ 11 (360) июнь 2007 / Святыни

Возвращаясь на круги своя

В годы первых пятилеток молодое советское государство испытывало нехватку металла для проведения курса индустриализации, а также крайне нуждалось в восполнении золотовалютных запасов. «Союз воинствующих безбожников» подсчитал, что антиколокольная кампания даст СССР около 250 тысяч тонн колокольной бронзы. Еще выгоднее была бы продажа колоколов за границу.

Роковой датой для колокольного звона стал 1930 год. В январе в ходе антирелигиозной кампании с Лаврской звонницы сбросили не менее двадцати пяти колоколов, в том числе и ее главный благовестник — «Царь-колокол». В феврале в Ленинграде трест «Рудметаллторг» приступил к работам по снятию колоколов с Исаакиевского собора для их последующей переплавки. В Москве был закрыт последний монастырь — Даниловский, и в этот же год запрещен колокольный звон.

С многочисленных аукционов на Запад хлынул поток музейных экспонатов и реквизированных у народа ценностей. Но благодаря вывозу за рубеж многим исторически ценным колоколам удалось избежать печальной участи превращения в металл — они сохранились до наших дней.

Несколько поколений русских людей выросло, не имея представления о том, что такое колокольный звон. Но сегодня утраченное колокольное искусство возрождается. В 2003 году был отлит колокол для Троице-Сергиевой лавры, в ноябре 2005-го на главной звоннице Спасо-Преображенского Валаамского монастыря установлен 16-тонный колокол «Апостол Андрей», а в августе 2007 года, на Праздник Преображения Господня, зазвучат новые колокола храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Но возвращение порушенных святынь должно восприниматься нами не просто как торжество исторической справедливости или как событие, имеющее некое большое культурное значение. В первую очередь нам необходимо видеть в нем символ возрождения духовности русского народа, призыв ко всем нам возвратиться к вере наших отцов, к святому Православию.

Редактор рубрики  Андрей Дьячков

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://