Церковный вестник


№ 21(346)ноябрь / Патриарх

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на церемонии вручения премии фестиваля "Вера и Слово"

Второй международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» состоялся 30 октября — 2 ноября в Москве. Приветствуя участников в день открытия фестиваля, митрополит Калужский и Боровский Климент передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Алексия. В работе форума приняли участие более 300 участников из 57 епархий, а также представители светских СМИ. Особенности и задачи православной журналистики, соотношение свободы и  ответственности, профессиональный и нравственный облик журналиста, задачи сотрудничества православных и светских СМИ — эти и многие другие темы были в центре внимания участников фестиваля. В дни фестиваля состоялись семинары, круглые столы, мастер-классы и презентации. Фестиваль завершился церемонией вручения премии «Вера и слово», которую возглавил Святейший Патриарх Алексий. Главным организатором медиа-форума выступил Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Ваши Превосходительства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех организаторов, участников и гостей фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово». Второй раз представители сообщества православных журналистов собираются вместе, чтобы вдуматься в то, какие формы профессиональной деятельности могут принести наиболее ценные плоды в реальности сегодняшнего дня и в перспективе дня завтрашнего.
Тот, кто, пребывая в ограде Матери-Церкви, избирает поприщем своей жизни журналистику, берет на себя трудную задачу — свидетельствовать об истинах веры в эпоху тотального господства информационных технологий, которые слишком часто попирают основы христианских представлений о достоинстве человека. В редакциях печатных и электронных СМИ, стремясь достичь коммерческого успеха любой ценой, иногда забывают о том, что высокий профессионализм журналиста неразрывно связан с его моральной и гражданской ответственностью. Тяжкие последствия этой профессиональной болезни ощущает на себе все общество. Кроме того, в одном из выступлений на фестивале прозвучал тревожный факт: большое число светских журналистов не имеют специальной подготовки. Может быть, в этом причина? Нравственный нигилизм журналиста не только ранит душу каждого из тех, кто составляет его многочисленную аудиторию, но и отзывается моральным опустошением, социальными и духовными язвами в масштабах всей России.
Православные люди, призванные к служению в сфере массовой информации, должны понимать, что мириться с таким положением вещей нельзя, а противостоять бездуховности — их первоочередной профессиональный долг. Но не менее ясно нужно осознавать и то, что исполнение этого долга требует новых творческих подходов, способных изменить сам характер освещения событий и подачи материала в современных СМИ. Понадобится большая и напряженная работа, и если не взяться за нее уже сегодня, то завтра исторические судьбы нашего народа могут оказаться под угрозой.
За два последних года, прошедших после Первого фестиваля православных СМИ, удалось сделать уже немало. Выработаны новые формы адекватного отражения событий церковной жизни и позиций Русской Церкви по вопросам общегосударственной значимости. Этому способствовала активная деятельность Издательского Совета Русской Православной Церкви, Пресс-службы Московской Патриархии, Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей. Ряд епархий серьезно пересмотрел свою информационную политику: созданы новые епархиальные пресс-службы, телестудии и печатные издания. На качественно иной уровень вышло взаимодействие между епархиальными и региональными светскими средствами массовой информации. Особенно хочется отметить стремительное развитие православного телевещания. Еще три-четыре года назад к самой возможности появления православного телеканала многие относились скептически. Сегодня у нас развиваются несколько подобных телеканалов, и их аудитория постоянно расширяется. Эту работу необходимо продолжать и в дальнейшем.
На заседаниях секций и круглых столах фестиваля говорилось о том, что большинство православных издательств не могут выйти на книжный рынок, потому что ими не соблюдаются формальные требования светской книготорговли. О какой миссии православных издательств и в целом журналистики можно говорить, если мы не будем выполнять государственные правила и законы? Из-за этого сотни прекрасных изданий не могут найти своего читателя.
Во многих выступлениях можно было услышать призывы к повышению качества работы церковных журналистов. Одним из решений этой проблемы могло бы стать введение курса журналистики в духовных учебных заведениях (училищах, семинариях, институтах). Это можно делать в рамках предусмотренного программами курса миссиологии. Надо продумать возможность организации курсов по повышению квалификации издательских работников и церковных журналистов. В одном из докладов прозвучала мысль о том, что «епархиальное руководство должно поддерживать православную журналистику на высоком уровне, на этом нельзя экономить деньги». Полностью с этим согласен.
Есть епархии, чья издательская продукция отличается высоким полиграфическим качеством, глубоким содержанием. Многие книги, журналы и газеты приятно держать в руках, дарить другим. Нельзя забывать, что и таким способом отстаивается истинный образ Церкви. Мы часто правильно говорим о недостатках церковно-издательской деятельности, но, к сожалению, очень редко отмечаем успехи.
Со своей стороны, обещаю продумать вопрос о поощрении патриаршими наградами лучших епархиальных периодических изданий, веб-сайтов и самих журналистов. Попрошу Издательский Совет совместно с Пресс-службой Московской Патриархии подготовить в связи с этим свои предложения.
Для более эффективного решения задач церковной миссии необходима дальнейшая консолидация православного журналистского сообщества. И сейчас пришло время подумать, какие конкретные шаги нужно сделать в этом направлении. Особого обсуждения заслуживает и вопрос о наиболее плодотворном соотношении между участием официальных церковных структур в деятельности СМИ и формами самоорганизации православной общественности.
Девиз Второго фестиваля православных СМИ — «Свобода и ответственность. Христианские ценности в современной России». Эти слова передают суть того вызова, какой бросает православным журналистам нынешний мир. Болезни российских СМИ во многом обусловлены искаженным представлением о свободе. Для них она зачастую предстает залогом абсолютного своеволия журналиста в обращении со словом. Православные средства массовой информации призваны к свидетельству о том, что истинная, созидающая свобода сопряжена с нравственной ответственностью за правдивость сказанного и написанного, за последствия своего обращения к многотысячной аудитории. Воцерковленные сотрудники СМИ должны помочь своим коллегам вернуться хотя бы к основам корпоративной системы ценностей, засвидетельствованной Кодексом профессиональной этики российского журналиста, принятом еще в 1994 году. И в этом документе, и во многих других вполне светских профессиональных хартиях закреплено требование нравственной ответственности журналиста, без которой не может быть подлинной свободы слова. И, быть может, обращение к этическим основам собственной профессии поможет светским сотрудникам информационной сферы, пока далеким от Церкви, со временем совершить свой путь приобщения к высотам евангельского Благовестия и истинного служения, ибо, по слову апостола, «кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1, 25).
Отрадно, что уже сейчас к участию в фестивале православных СМИ «Вера и слово» стремятся многие журналисты из светских изданий, разделяющие евангельские ценности и обеспокоенные нынешним состоянием российского медиа-сообщества. Все это свидетельствует о том, что на наших глазах фестиваль становится авторитетным форумом общенационального масштаба.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://