Церковный вестник


№ 15-16 (364-365) август 2007 / Чтение

Издания Свято-Тихоновского университета

Митрополит Антоний (Храповицкий). Избранные труды, письма, материалы. — М.: изд-во ПСТГУ, 2007.

Третий том серии «Русская богословская библиотека», первые выпуски которой были посвящены свт. Филарету (Дроздову) и свт. Тихону Задонскому, представляет читателю наследие выдающегося церковного деятеля XIX–XX вв. митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936). Один из образованнейших иерархов Русской Церкви, неутомимый проповедник и публицист, ревнитель монашества и богословского возрождения, владыка был одной из ключевых фигур церковной жизни России начала ХХ столетия, после революции возглавив Русскую Православную Церковь за рубежом.

Издание посвящено 90-летию Поместного Собора Российской Православной Церкви и восстановления патриаршества и великому событию восстановления канонического единства Поместной Русской Православной Церкви. В сборник вошли богословские и публицистические труды митрополита Антония, архипастырские послания и письма.

Иерей Александр Мазырин. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. (Науч. ред.  прот. Владимир Воробьев) — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

Монография посвящена актуальной теме сопротивления Русской Православной Церкви давлению атеистического советского государства. Это сопротивление выразилось в 1920—1930-х годах в масштабной оппозиции навязанным властью церковным расколам и реформам. Автор подробно, можно сказать скрупулезно, изучает взгляды трех великих священномучеников и исповедников, наиболее авторитетных в церковном народе и ныне канонизированных —  митрополитов Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского и Петра Крутицкого, назначенных святым Патриархом Тихоном в своем завещании кандидатами на местоблюстительство Патриаршего Престола. Они до конца были верны линии Патриарха Тихона, утверждавшей аполитичность Русской Церкви. Также в работе тщательно обсуждается позиция митрополита Сергия (Страгородского), заместителя Патриаршего Местоблюстителя, подписавшего Декларацию 1927 года и изменившего курс церковной политики. Огромное количество изученного архивного материала, множество впервые выявленных документов, последовательное непредвзятое осмысление исторических фактов делают работу выдающимся научным исследованием, которое поднимает церковную науку, изучающую историю Русской Православной Церкви в XX веке, на качественно новый уровень. Из области разных идеологических подходов, симпатий и необоснованных гипотез церковно-историческая наука вступает, наконец, на твердую почву фактов и неопровержимых документальных свидетельств.

Митрополит Арсений (Стадницкий). Дневник 1880-1901. I том. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

Издание первого тома дневников Высокопреосвященного митрополита Арсения (Стадницкого) посвящается 70-летию со дня его кончины, 145-летию со дня рождения и 90-летию Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Митрополит Арсений (Стадницкий) — один из авторитетнейших иерархов начала XX века. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. был избран вторым кандидатом на Патриарший престол, председательствовал на большей части заседаний Собора, входил в состав Священного Синода.

В течение 36 лет, с 1880 по 1916 гг., митрополит Арсений вел дневник, постоянно записывал свои впечатления, мысли и чувства. «В интересах самонаблюдения, самопознания, весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воззрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию...» — замечал сам владыка. Несколько лет назад записи были найдены среди рукописей, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации, и подготовлены к изданию. Перед нами открывается драгоценная летопись жизни видного архипастыря и многих событий, участником и свидетелем которых ему довелось быть. Язык дневника очень живой и образный, в каждой фразе чувствуется сердечное переживание автора. Его волнуют внутренние проблемы России, такие как убийство императора Александра II, волнения в высших учебных заведениях, развитие революционного движения, русско-японская война, а также жизнь Церкви: подготовка Поместного Собора, реформы духовных академий, проблемы пастырства и наставничества, монашества. Читая дневник, можно наблюдать яркую картину жизни русских архиереев. Рассказы об их деятельности, встречах, беседах, обычно записанные «в лицах», дают возможность реалистично представить все описываемые события и намного глубже воспринимать предреволюционные десятилетия.

Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

Монография посвящена истории высших учебных заведений Русской Православной Церкви — Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий — в   один из самых важных и сложных периодов их развития, во второй половине XIX в. В работе исследованы организационное устройство духовных академий, их отношения с высшей и епархиальной церковной властью; состав, положение и деятельность профессорско-преподавательских и студенческих корпораций; основные направления деятельности духовных академий. Особое внимание уделено анализу учебной и научной деятельности академий, проблем, возникающих в этой деятельности, и попыток их решения. В центре внимания автора находятся реформы 1869 и 1884 гг., направленные на решение духовно-учебных проблем, разработка, проведение и результаты этих реформ. Подробно рассмотрены предложения, которые выдвигались в процессе разработки реформ преподавательскими корпорациями, епископатом и специальными комиссиями, создаваемыми при Святейшем Синоде для разработки новых уставов духовных академий. Обсуждение опыта работы над реформами XIX века подсказывает пути решения современных проблем высшего богословского образования. Многие идеи, высказанные, но нереализованные в процессе проведения реформ, критически осмысленные в последующие годы, приносят реальные плоды  в деятельности современных богословских школ.

Анастасия Абалихина



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://