Церковный вестник


№ 6 (283) март 2004 / Церковь и общество

«Свод нравственных принципов» — отклики в российской прессе

«Свод нравственных принципов и правил хозяйствования», принятый на VIII Всемирном русском народном соборе, вызвал большой отклик в российских СМИ. В ряде публикаций была достаточно широко представлена реакция делового сообщества.

«Газета» дважды откликнулось на принятие «Свода». 4 февраля была опубликована статья Н.Кеворковой «Привычка воровать у государства должна быть осуждена. Всемирный русский собор призвал бизнесменов к “нравственному хозяйствованию”». Автор рассказывает о работе Русского народного собора, а документ комментирует сотрудник ОВЦС протоиерей Михаил Дудко: «Хартия — это добровольный стандарт. Ее подписание открыто для всех объединений и промышленников, и люди, ее подписавшие, будут в бизнесе друг друга узнавать».

5 февраля «Газета» опубликовала материал под общим заголовком «Популярная деловая библия», в нем «Свод» сравнивается с Десятью заповедями Моисея, а комментируют его бизнесмены, политологи и чиновники. Например, в «ЛУКОЙЛе», президентом которого является Вагит Алекперов, свод прокомментировали так: «Для начала необходимо ознакомиться с постулатами этого свода. В своем бизнесе мы руководствуемся социальным кодексом, разработанным и утвержденным нашей компанией. Если концепции обоих документов совпадут, мы будет только рады, что соответствуем еще и нравственным законам Православной Церкви». Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергей Борисов отметил, что «сейчас у бизнеса есть Хартия деловой этики, которую приняли РСПП, “Деловая Россия” и “Опора России”, но этот свод, в отличие от всех деловых кодексов, взывает не к разуму, а к сердцу, к милосердию». Он считает, что в «Своде» «мало прописана ответственность государственных чиновников: предприниматели во многом зависят от государства. К тому же именно государство является работодателем для 12 миллионов наших сограждан. Давайте обсудим, несет ли какие-то нравственные обязательства государственный чиновник». Однако большинство собеседников «Газеты», как, например, представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Олег Киселев, пресс-секретарь гендиректора ОМЗ Кахи Бендукидзе Андрей Онуфриев, глава департамента по связям с общественностью «Интерроса» Лариса Зелькова, либо отнеслись к документу скептически, либо никогда о нем не слышали.

Член научного совета московского Центра Карнеги Андрей Рябов сказал в интервью «Газете», что «все эти темы поднимались еще в начале 90-х годов. Поднималась эта тема оппозицией Ельцину, противопоставлявшей ему идеологию этического бизнеса, который черпает свои морально-этические принципы в русской традиции, в том числе в православии. Тогда это не было востребовано, а сейчас, когда предпринимается попытка установить достаточно жесткий контроль над поведением бизнеса, такого рода предложения, которые позволяют реализовывать контроль, неважно, с чьей стороны, являются востребованными. Подан пример, и для других конфессий тоже».

«Независимая газета» (4 февраля), излагая содержание документа, обратила особое внимание на седьмой пункт, в котором говорится: «Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым».

Газета «Время новостей» (5 февраля) отметила, что  «авторам православной экономической этики удалось составить некий аналог “Протестантской этике” Макса Вебера, в которой рассказывается, как следование религиозным идеалам повлияло на зарождение капитализма в Западной Европе». «Русская православная церковь сделала беспрецедентно серьезную заявку на участие во внешней и внутренней государственной политике, — считают авторы статьи. — Стоит отметить, что “Свод” составлен универсально и отвечает настроениям очень широких слоев населения».

Среди тех, кто положительно прокомментировал «Свод», была исполнительный директор ассоциации «Деловая Россия» Алена Николаева: «Мы принимали участие в разработке свода нравственных принципов и правил, и надеемся, что с Божьей помощью они распространятся повсеместно. Среди бизнесменов много верующих людей, для которых действительно важна позиция церкви по вопросам хозяйственной деятельности. Свод правил, кстати, адресован не только предпринимателям. Любой человек, вовлеченный в хозяйственную деятельность, даже бабушка, торгующая на рынке семечками, должен осознавать свою нравственную ответственность». 

«Такую идею надо приветствовать, —  добавил президент «Опоры» Сергей Борисов. — Одно дело, когда сам бизнес трактует правила поведения, и совсем другое — узнать, как его воспринимает общество и чего от него ожидает. Церковь является выразителем мыслей значительной части общества. Мы принимали участие в его подготовке, так как считаем, что эти правила способны достучаться до сердца каждого».

«Российская газета» (6 февраля) заинтересовалась проблемой, почему «Свод» нужно подписывать и зачем делить предпринимателей на подписавших и не подписавших. На этот вопрос отвечал заведующий Службой коммуникации ОВЦС Виктор Малухин. «Никто ни к кому не придет и не предложит ничего подписывать. Свод вывешен на официальном сайте РПЦ, и целый ряд организаций, к которым мы не обращались, сами изъявили желание его подписать. Человек, поставивший подпись, — не избранный, не занесенный в привилегированные списки за какими-то льготами. По-моему, его подпись свидетельствует о том, что люди не думают, что мир начинается с них и только с них».



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://