Церковный вестник


№ 16 (293) сентябрь 2004 / Церковь и общество

Для нас важна каждая спасенная жизнь

В современной России по официальным данным на одни роды приходится порядка трех абортов. Один аборт обходится государству примерно в 3,5 тысячи рублей. В России разводится каждая четвертая семья, в Москве — каждая вторая. В последние годы статистика оптимистично рапортует о снижении количества случаев искусственного прерывания беременности, однако на деле это не означает реального изменения ситуации в лучшую сторону.

Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. Двадцатый век легализовал аборты и признал их в качестве одной из методик планирования семьи. Появление альтернативных средств, искусственно регулирующих рождаемость, изменение традиций и образа мышления с особой остротой поставили вопрос о нравственной и духовной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата провел в июле совещание с сотрудниками центров кризисной беременности. Специалисты, собравшиеся из разных городов России, обменивались информацией и опытом, обсуждали правовой статус центров кризисной беременности, определяли перспективы взаимодействия центров с органами государственной власти и Церковью. Во встрече принимали участие представители синодальных учреждений, епархий, журналисты. Вел совещание священник Максим Обухов — руководитель православно-просветительского центра «Жизнь».

Разговор на совещании получился конструктивным и заинтересованным. Участники очень откровенно и эмоционально рассказывали о своих достижениях и проблемах. Обмен опытом был чрезвычайно важен для сотрудников центров кризисной беременности, поскольку, несмотря на важность проблемы искусственного прерывания беременности для всех регионов нашей страны, в каждом из городов есть своя специфика и особенности работы.

Сотрудники центров с удовлетворением подчеркивали, что отношение к центрам кризисной беременности меняется, настороженность и агрессивность, с которой поначалу кое-где встречали работников центров, уступила место сотрудничеству. Однако деятельность центров кризисной беременности в разных регионах еще не координируется. В ряде городов она держится исключительно на энтузиазме отдельных неравнодушных людей.

 

Галина Алексеева,

председатель духовно-просветительского центра «Кострома»:

Наш центр создан в 2002 году и объединяет не только медиков, но и педагогов. По сути, мы сформировали православную общину и выстроили систему просвещения. Предабортное консультирование — один из видов нашей деятельности. Статистика такова, что удается предотвратить каждый десятый аборт. Пока работаем на уровне недопущения самого факта аборта, но, к сожалению, мало отслеживаем, какова судьба этих матерей и их детей в дальнейшем. Все женские консультации в Костроме снабжены литературой, аудио— и видеоинформацией, проводятся телевизионные беседы с православными врачами. На базе медицинского колледжа создана видеотека, все студенты изучают факультативный курс по теме семьи и брака. За полтора года мы провели около 22 семинаров и конференций. Через МДА организуем курсы по повышению квалификации преподавателей основ православной культуры.

С 1992 года на территории РФ были закрыты около 40 процентов детских садов. У нас в Костроме молодые мамы стоят в очереди по два-три года, чтобы устроить своего малыша в детский сад. Мы пытаемся снять остроту этой проблемы, находим трехкомнатные квартиры, где матери сидят со своим ребенком, а еще трех-четырех малышей к ним приводят за дополнительную плату. Получается такой своеобразный детсад на дому.

В школах с 15—16-летними детьми проводим факультативные занятия, классные часы по сохранению семьи, брака. Этому никто не препятствует. Также мы активно сотрудничаем со студентами факультета журналистики областного вуза.

Мы стараемся творчески трансформировать материалы, подготовленные центром «Жизнь», внести в них элементы региональной специфики, используя свой жизненный опыт. Видеоряд, который нам предлагают (например, фильм «Безмолвный крик») — достаточно жесткий, наше русское сердце не выдерживает. Такой откровенный просмотр подчас только вредит, озлобляет.

В сентябре в городе Галич Костромской области по благословению Святейшего Патриарха Алексия и при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко проводится Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России», цель которого — способствовать духовно-нравственному оздоровлению нашего общества средствами кинематографа. Мы хотим собрать фильмы, которые утверждают традиционные семейные устои и ценности. Пока эта ниша никем не заполнена.

 

Галина Масленникова,

директор общественного объединения «Человек

любящий» (Москва):

С 1991 года я участвую в деле защиты жизни. За это время я работала в разных общественных и церковных организациях. Опыт у меня уже большой, поэтому подробнее хотелось поговорить не об успехах, а об ошибках. Работать с женщинами в абортариях очень трудно, потому что они, как правило, уже приняли твердое решение. Мы поначалу использовали негативные материалы — фильм «Безмолвный крик», который тогда только появился, открытки «Аборт — это убийство». Но женщины чаще всего отвечали нам агрессией. Для тех, кто никогда в своей жизни не встречался с Богом, наши слова о том, что аборт — это грех, не были аргументами. Нужно давать позитивный заряд и делать акцент на самой матери и ее проблемах. Очень часто женщина приходит к решению избавиться от ребенка, будучи преданной близкими ей людьми. И обнаруживается, что с ней остался только малыш — самое дорогое, что у нее есть. Это ключ, который мы нашли. И когда мы полностью переключились на маму, на то, что она нужна миру вместе с малышом, мы получили отклик. Мало просто отговорить женщину от аборта, нужно работать с ней на протяжении всей беременности, психологически готовить ее к родам и материнству.

Мы стараемся не осуждать врачей-гинекологов — это тоже воспринимается негативно. Ведь медицинские работники невольно вовлечены в социальную проблему абортов. Мы стремимся сотрудничать и регулярно проводим курсы для гинекологов, давая им такие названия, которые были бы привлекательны для врачей — например, «Системные факторы репродуктивного здоровья». Недавно удалось провести семинар, в котором приняли участие 24 врача-гинеколога. За 7—8 дней, в течение которых идут такие занятия, происходит полная переориентация людей. Мы говорим не только об абортах, но и о контрацепции как новой абортивной технологии. Знаете, сколько было покаяний и слез после таких семинаров. Люди просто перерождаются.

Хотела бы сказать об опыте новосибирского центра «Право на жизнь», с которым мы тесно сотрудничаем. В городе открыт центр подготовки к материнству. В небольшом домике на окраине Новосибирска 12—14 матерей живут в течение полутора лет. За это время у женщины рождается ребенок, потом ей помогают получить какую-то профессию, найти работу. Все матери в течение периода проживания берут заказы на дом. Содержание дома на 60—70 процентов покрывается за счет их работы. Для дополнительных расходов находят спонсоров.

В Новосибирске активно используют методику усыновления на расстоянии. Сотрудники центра «Право на жизнь» на различных международных встречах договариваются о том, что богатые люди за рубежом, не имеющие детей, принимают на содержание кого-нибудь ребенка в России. То есть дети по-прежнему живут в нашей стране, а за границей у них есть спонсор, который поддерживает их материально — иногда в течение года, а иногда и до 18 лет. Это индивидуальная работа. Каждому ребенку, которому грозит аборт, специалисты новосибирского центра стараются найти по картотеке потенциальных усыновителей.

В течение многих лет практикуется и такой метод, как духовное усыновление — то есть молитва. Для верующих людей, которые понимают силу и значение молитвы, это очень важно. Спасение жизни маленького, еще не родившегося человека — это Божье дело. Мы принимаем на себя обет молиться на протяжении 9 месяцев за ребенка, чья жизнь сейчас начинается и может оборваться, и за его мать. Причиной аборта чаще всего является недостаток любви. Поэтому мы просим Господа, чтобы Он даровал женщине любовь к своему еще не родившемуся ребенку.

Наш центр тесно сотрудничает с польской организацией защиты жизни. В Польше несколько раз принимались законы об ограничении абортов. Здесь тоже существуют центры кризисной беременности и центры для матерей. В 1993 году в Польше был открыт первый Дом одинокой матери. Сначала там было несколько женщин, которым предоставлялась возможность жить и работать. Такие дома были, как правило, в сельской местности, женщины обрабатывали землю, выращивали различные сельхозкультуры. Потом эту форму существования стал поддерживать Фонд друзей человеческой жизни. Фонд отправляет тысячи писем по всей стране, и кто-то откликается и помогает материально. Теперь в Польше несколько сот домов для одиноких матерей. Во всех таких центрах есть опека Церкви, женщины имеют возможность практически ежедневно общаться со священником. Думаю, что их опыт надо внимательно изучить.

Как изменить ситуацию 

На совещания обсуждались различные формы работы с кризисными беременными. Речь шла о круглосуточном телефонном дежурстве в женских консультациях, выпуске брошюр и листовок, адаптированных под региональные условия, о том, что необходимо привлекать к этой работе людей воцерковленных и авторитетных в медицинской среде, о борьбе с правовой пассивностью женщин, о подготовке будущих врачей — студентов медицинских учебных заведений в православных традициях.

По мнению священника Максима Обухова, перспектива должна быть такая: в каждом крупном городе (как минимум — в областных центрах) должен существовать центр кризисной беременности с приютом для матерей и их детей. Главный вопрос — где найти финансовые средства, как организовать взаимодействие с лечебными учреждениями, органами власти и Церковью. Если бы каждая женщина, которая оказалась в критическом положении, проходила через подобную структуру, дружественную по отношению к ребенку, то и количество абортов сократилось бы.

Многие из выступавших считают, что материальный фактор не является главным в вопросе сохранения беременности. Важнее морально-нравственные аргументы. В современном обществе искажено сознание людей. Очень часто взрослые воспринимают детей как разрушителей комфорта и спокойствия. И это становится главным при принятии решения о прерывании беременности. Изменить ситуацию может комплекс мер по демографической политике. Необходимо прекратить финансирование контроля над рождаемостью. Государство не должно тратить деньги на аборты, контрацепцию, их рекламу, пропаганду, в том числе в медицинских и школьных учебных заведениях. Кроме того, государство должно регулировать информационную политику, потому что многие телепередачи ориентированы только на пропаганду удовольствий. Это мир, в котором нет места детям, семье, браку, супружеству.

Участники совещания отмечали, что «работа с кризисными беременными требует терпения, такта и настойчивости». Учитывая ее индивидуальный характер, не стоит говорить о быстрых и масштабных достижениях. Впрочем, собравшиеся в Москве сотрудники центров кризисной беременности далеки от «глобализма». Для них важна каждая спасенная жизнь. И очень хочется верить, что наметившиеся позитивные изменения в политике российского правительства, направленные на увеличение рождаемости, о которых говорил отец Максим, помогут этим  людям творить благое дело.

 

 

 

 

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://