Церковный вестник


№ 1-2 (326-327) январь 2006 / Церковь и общество

«Жизнь» в защиту жизни

Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства был организован в 2002 году. Цель работы Фонда — помочь беременным сохранить ребенка в кризисных ситуациях. О работе фонда рассказывает его президент Елена Лещук.

— Елена Ивановна, расскажите, с чего началась работа Фонда?

— В первую очередь был установлен телефон доверия для тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию в связи со своей беременностью.

Это женщины, часто совсем молодые, которых заставляют сделать аборт, выгоняя из дома. Бывали случаи, когда муж уговаривал жену идти на аборт, грозя расторгнуть брак, и мама говорила: «Зачем тебе лишний рот?» или «Ты еще молода, тебе учиться надо». Как женщине устоять против этих аргументов? В таких случаях нужна поддержка людей, которые могут квалифицированно объяснить, что такое беременность и что такое аборт, убедить женщину сохранить жизнь ребенку. Но и этого недостаточно, необходимо также помочь ей найти общий язык с родственниками, а если это не удастся, то и материально поддержать будущую маму. Конфликты в семьях, свидетелями которых мы стали, были страшные.

Разумеется, мы общались с женщинами не только по телефону, отправились и в роддома и женские консультации. Очень скоро нас попросили «не мешать» работе женских консультаций при роддомах. А проще говоря, не мешать спокойно делать аборты. В частности, с этим мы столкнулись в роддомах №№ 3, 1, 17. Я пыталась оформить договор о взаимном сотрудничестве, просила вернуть в роддом нашего психолога. Но руководство этих лечебных учреждений было непреклонно.

— Как вашим сотрудникам удается помочь женщинам? Одного психологического образования здесь, наверное, недостаточно?

— Оба наших психолога, кроме своего базового психологического образования, окончили еще и курсы повышения квалификации при Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова. Это православные женщины, которые и сами когда-то пережили подобные ситуации.

В большинстве случаев нашим психологам удается помочь тем, кто к нам обращается, и найти оптимальный вариант для сохранения и улучшения психологического здоровья будущей мамы. Когда конфликт улажен и рождаются дети, то все, как правило, удивляются: «Боже мой! Как же мы не хотели такого замечательного малыша, почему мы гнали от себя это счастье?» Как правило, и от материальной помощи отказываются.

— Как люди узнают о том, что есть скорая психологическая помощь по телефону?

— Мы давали информацию по радио, вывешивали свои информационные плакаты в женских консультациях, но, к сожалению, не многие организации здравоохранения позволяют это делать. Если кто-то сможет содействовать хотя бы в том, чтобы донести информацию до тех, кому она нужна, то это уже будет помощь в общем деле сохранения жизни.

— Возможно, прочитав ваше интервью, кто-то захочет разместить плакаты с телефоном доверия в своей организации, на предприятии или оплатить ее размещение в метро. Куда надо обраться по этому вопросу?

— Также на наш телефон доверия 790-77-99. Звоните с понедельника по пятницу с 11 до 16 часов.

Хочу отметить, что нам много помогают люди, не утратившие сострадания и потребности оказывать помощь человеку, попавшему в беду. Кто-то помогает деньгами, кто-то покупает литературу Центра «Жизнь» и распространяет ее, кто-то готов поделиться детскими вещами. Мы принимаем любую помощь с благодарностью.

Да и наши сотрудники не останавливаются на профессиональной психологической помощи. Недавно был такой случай. Позвонила девушка-студентка, у нее уже 6 месяцев беременности. Она рассказала по телефону доверия, что у нее уже был аборт, а когда она снова оказалась в положении, ей приснился необычный сон: женщина с младенцем шла ей навстречу и говорит: «Если сделаешь аборт, то ты будешь всю жизнь несчастная и одна». «Я поняла, — поделилась с нами студентка, — это было свыше». Она решила оставить ребенка и креститься, но заплатить за требу не было денег. Обратилась в один храм, а там за ящиком ей сказали, что бесплатно крестить не могут. Наш психолог сама связалась с настоятелем храма. Священник был возмущен бесчувствием своих сотрудников и попросил ее подойти к нему, чтобы решить этот вопрос.

— Были ли в вашей практике случаи, когда удалось не только помочь женщине оставить ребенка, но и проследить ее дальнейшую судьбу?

— Была у нас Наталья Успенская. Впервые на нее обратили внимание сестры милосердия при храме царевича Димитрия в Первой Градской больнице. Наталья приехала из Молдавии, работала на рынке, а когда забеременела, ее выгнали с работы. Отец ребенка бросил беременную. Осталась она без копейки денег, со старым советским паспортом, без прописки, без работы, да и родственники в Молдавии отказались от бедной женщины. Наталья решила покончить жизнь самоубийством: бросилась под поезд. Но машинист успел заметить самоубийцу и притормозить, она осталась жива. Однако одну ногу ей пришлось ампутировать. В таком жалком состоянии беременную Наталью передали нам на попечение. Чтобы как-то ее поддержать пришлось держать ее до родов в больнице, сначала в Первой Градской, потом в психиатрической.

В 2004 году у Натальи родился сын, назвали его Дмитрий. Роды проходили Первой Градской больнице, здесь ее знали, приняли, крестили младенца. Однако отсутствие российского гражданства очень осложняло и без того тяжелое положение Натальи. Одна женщина согласилась поселить ее у себя на квартире, но соседство с маленьким ребенком и помощь женщине-инвалиду оказались ей не по силам, и мы подыскали на время другое пристанище. Мы поддерживали нашу подопечную как могли: питание, коляска, одежда ей и ребенку — все было на нас. Возили ее к врачам, травма ноги была серьезная, культя плохо заживала. Потом заказали протез, собрали на протез деньги. Наконец, мы договорились с одной нашей прихожанкой, что та возьмет ее под свою опеку и устроит в Рязанской области (в Москве очень трудно получить гражданство, а без этого невозможно воспользоваться детской поликлиникой, дорого и проживание в столице).

Так наша Наталья оказалась в Рязанской области, стала работать при храме: помогала на кухне и шила для храма. Сынок был при ней. Там она познакомилась с молодым мужчиной, который также жил и работал при храме. Они приглянулись друг другу и создали семью. Теперь живут в венчанном браке и не нарадуются друг друга. Деревня выделила им брошенный прежними хозяевами заколоченный дом. Муж Натальи усыновил мальчика. В этой деревне не осталось молодежи, а эта пришлая пара стала украшением деревни и костяком прихода. Так обрела она такое счастье, о каком и мечтать не смела. Есть у нее теперь и гражданство, и дом крепкий, и муж надежный, и сын, и любовь окружающих, которым и она сама может отплатить заботой. И все это она обрела, потому что смогла сохранить свое чадо и прийти к Богу.

В этой почти сказочной истории больше всего поражает глухота близких. Родная сестра Наташи живет в Кишиневе очень зажиточно, но даже не поинтересовалась ее судьбой.

— Есть ли возможность у Фонда поселить где-то на время беременных женщин? Есть ли временный приют для новорожденных или для временного проживания мамочек с детьми?

— В Москве устроить это очень сложно. У нас были попытки организовать такой приют, но нужен дом или квартира, а это сегодня огромная проблема для Москвы. Мы пытались договориться с детским приютом, чтобы мамочки после родов при необходимости могли на время поместить туда своего ребенка, как в ясли или детский сад. Однако получили однозначный отказ: нам предложили только оставить ребенка, отказавшись от него. Сейчас детские дома заинтересованы подыскивать приемных родителей за вознаграждение. Почему государственные чиновники пока не хотят идти навстречу? Почему предлагают отказаться от ребенка, когда нужна только временная помощь мамочкам, возможно лишь на время сессии или экзаменов? Кому эти вопросы можно задать?

— Есть ли у Фонда возможность оказывать материальную помощь?

— Более 10 женщин, среди них и беременные, и те, кто отказались от аборта и уже родили детей, получают наши небольшие пособия. Выплачиваем мы эти деньги одиноким и малолетним матерям, которых не поддерживает семья. В разных городах России есть наши подопечные. Деньги очень не большие, но некоторые живут на эти средства. Даем мы и что-то из одежды для них, помогаем с детским питанием. Больших возможностей пока у Фонда нет. Да и люди неохотно жертвуют на это, привыкли уже к подобным ситуациям, говорят: «Надо мозги иметь, думать!» А какие там мозги, когда всё вокруг призывает: «Расслабься и получи удовольствие»?

Те, кто сегодня приходит или, к сожалению, не приходит в центр «Жизнь» и наш Фонд — это дети нашего поколения, дети перестройки и хаоса, потерявшие ориентиры. Если уж не получилось воспитать их, то нужно хотя бы уберечь от детоубийства.

 — Бывает ли, что на аборт женщины  идут просто из убеждения, что многодетность не престижна?

— Были у нас и такие звонки, когда в состоятельной семье, по всем меркам благополучной, решался вопрос: заводить ли третьего ребенка, или прервать беременность? Удивительный предрассудок властвует над умами в нашем обществе: один или два ребенка — это нормально. Родить третьего — удар по престижу и комфорту. Бывает, что в семье есть все возможности, чтобы иметь много детей, но срабатывает установка: «многодетность равна нищете; многодетные семьи — семьи маргиналов и прочее». Этот стереотип необходимо поколебать. Иногда люди идут на убийство своего зачатого дитя только ради того, чтобы выглядеть «как все». Слышали мы по телефону доверия такие откровения. Иногда нам удавалось поддержать и такие семьи. Как правило, здесь уже не нужна была материальная помощь, люди просто радовались, что нашли подтверждение своим сомнениям. Ведь большинство женщин всегда колеблется, прежде чем сделать аборт.

Хочется сказать всем женщинам: не торопитесь сделать аборт, позвоните на наш телефон доверия, подскажите этот телефон тем, кому он может пригодиться. Возможно, мы с вами сможем спасти жизнь крошечному человеку.

 

Центр «Жизнь» рекомендует приобрести и прочесть новые книги, изданные некоммерческим партнерством в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет»:

«Ребенок в школе. Пособие для родителей по школьному образованию»

С наиболее важными законами и  заключениями специалистов по экспертизе учебников и учебных пособий, а также спорными вопросами школьного образования знакомит читателей издание, выпущенное в 2005 году.

«Дети и сексуальное просвещение».

Книга для родителей в вопросах и ответах с извлечениями из законодательства и образцами судебных документов.

Кроме того, рекомендуются к прочтению книги:

 «Аборт: вопросы и ответы»

В книге Джона и Барбары Уиллке представлены вопросы сторонников аборта и ответы на них с точки зрения медицины и различных областей науки. В этой книге собран богатый фактический материал, и она может служить прекрасным источником информации для врачей, учителей и священников.

Издание одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

А.Е. Черкасов «Взаимодействие медицины и религии на примере российской медицины и русского Православия»

 В книге изложены история и социально-философские основы взаимодействия Церкви и медицины, проанализированы результаты опроса пациентов, медицинских работников и священнослужителей.

«Православие и биомедицинская этика»

В январе 2006 года при участии Центра «Жизнь» вышел в свет второй сборник материалов Совета по биоэтике.

Центр высылает заказы на  литературу  наложенным платежом.

В распоряжении центра имеются десять видов бесплатных листовок.

Дорогие братья и сестры! Центр «Жизнь» ведет обширную благотворительную рассылку и нуждается в вашей помощи. При желании вы можете направить пожертвования на наш адрес с пометкой «добровольное пожертвование» в графе почтового бланка «Для письменного сообщения». Заказы, переводы и пожертвования вы можете пересылать почтовым переводом по адресу:

125167, г. Москва, ул. Красноармейская, д. 2, стр. 4, к. 206, для Обухова Максима Максимовича.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://