Церковный вестник


№ 4 (353) февраль 2007 / Церковь и общество

"Церковная" услуга

Во многих городах России действуют «телефоны доверия» для верующих. Позвонившие могут поговорить со священником, получить поддержку и совет в тяжелой ситуации. Теперь эту идею в коммерческих целях решила использовать Московская городская телефонная сеть (МГТС).
8 февраля МГТС объявила о том, что для пользователей платной справочной службы 009 создана новая услуга «В помощь православным». За 35 рублей в минуту каждому абоненту в МГТС готовы предложить «необходимую психологическую и информационную помощь» или просветить его «по вопросам религии». В объявлении сказано, что отныне каждый позвонивший по телефону 009 сможет прослушать православный календарь, жития святых, проповеди и беседы священнослужителей, узнать о церковной жизни и праздниках. Можно получить информацию о паломнических маршрутах, православных вузах, кафе, биржах труда. По желанию вас даже соединят со священником.
Отмечено также, что услуга «В  помощь православным» получила благословение епископа Венского и Австрийского Илариона.
Последнее утверждение выглядело странно: зачем владыке Илариону давать благословения в Москве, где правящим архиереем является Святейший Патриарх Алексий? И действительно, через несколько дней епископ Иларион опубликовал заявление, в котором опроверг эту информацию. «МГТС не обращалась ко мне за благословением на телефонную услугу «В помощь православным». Если бы такое обращение поступило, я бы переадресовал руководство компании к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию», — говорится в заявлении. По словам епископа Илариона, его участие в данном проекте заключалось в том, что в 2006 году им был записан ряд проповедей и бесед для прослушивания по телефону.
Одновременно с заявлением епископа Илариона в прессе появился комментарий руководителя Пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского. Он отметил, что созданный МГТС сервис, вероятно, принесет определенную пользу тем людям, кто, не имея возможности быть в храме на богослужении, захочет, тем не менее, прослушать церковную проповедь. «Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении», — подчеркнул о. Владимир.
Он также опроверг информацию о том, что проект получил благословение Предстоятеля Русской Церкви: «Ни Святейший Патриарх Алексий, ни кто-либо из его викарных архиереев не давали благословения на создание подобного сервиса, — сказал о. Владимир. — А использование проповедей епископа Венского и Австрийского Илариона для данного сервиса нельзя считать церковным благословением».
Он также отметил, что клирики храма Святителя Николая в Рогожской слободе, которые, по сообщениям СМИ, якобы отвечают на вопросы верующих по телефону, «также не имеют к этому сервису никого отношения». Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов вообще узнал о появлении этого сервиса только из СМИ.
Однако на сайте МГТС по-прежнему размещена информация: всем, позвонившим в службу «В помощь православным» с 12.00 до 20.00, ответят «священнослужители, работающие в церкви». Нас заинтересовало, кто же это такие и к какой церкви они себя относят. Поэтому мы решили просто позвонить по 009 и задать им свои вопросы лично.
Со второй попытки мы дозвонились до «православного» оператора. Приятный женский голос сообщил нам, что священнослужители будут готовы принимать звонки после Недели Торжества Православия, а до тех пор «они заняты». Сама же оператор может отвечать только на вопросы справочного характера — о праздниках, храмах, святынях. На вопрос о том, кто дал благословение на такую услугу, оператор ответить не смогла, поскольку она является сотрудником МГТС, а не какой-либо церковной организации.
Нам не хотелось бы ставить под сомнение репутацию и порядочность московских священнослужителей, поэтому мы рискнем предположить, что МГТС просто использует их как рекламную вывеску для своей коммерческой деятельности. Действительно, на первый взгляд, идея оперативной связи со священником по телефону выглядит благородной — сколько здесь возможностей для миссионерского служения, для помощи страждущим! Но все портит одна деталь: каждая минута разговора со священником стоит один евро... «Недобросовестное использование авторитета Церкви ради извлечения прибылей недопустимо», — сказал по этому поводу о. Владимир Вигилянский, глава Пресс-службы Патриархии.
В заключение отметим, что помощь верующим людям по телефону — отнюдь не новость и не изобретение МГТС. Год назад мы писали о «телефонах доверия», на которых дежурят служители Православной Церкви. По сути, это служба экстренной помощи, которая оказывается позвонившему в момент обращения, принимая форму доверительных отношений между собеседниками, что особенно ценно для человека в горе или в период тяжелых душевных переживаний.
Помимо Москвы, «телефоны церковного доверия» действуют в Ставрополе, Барнауле, на Алтае, в Воронеже, Екатеринбурге, Нижегородской, Курской областях, Омске, Саратове, в Красноярском крае, Петрозаводске и многих других городах. Ежедневно по «телефонам доверия» обращаются множество людей, причем не только верующие. Часто совета священника просят люди далекие от Церкви. Позвонившие знают, что их обязательно выслушают, помогут напутствием, и при этом звонок останется анонимным и бесплатным.
Возникают новые запросы и потребности людей — и Церковь не стоит на месте и старается отвечать на них адекватными формами социального служения.

Анна Курская



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://