Церковный вестник


№ 7 (356) апрель 2007 / Церковь и общество

Пасха длиной в семь дней

На Светлой седмице к моей радости о Воскресении Христовом примешивается грусть. Всю неделю после Пасхи в храмах распахнуты «райские двери» — Царские врата, — а перед ними нет почти никого, кроме священников и бабушек-церковниц. После каждой утрени под ликующий колокольный звон вокруг храмов идут крестные ходы — священники, дьяконы, пономари сами несут все хоругви и иконы, потому что их больше некому нести. Продолжается Пасха — семь радостных дней, в которые празднуется победа Христа над смертью, — но большинство христиан не участвуют в этом празднике. Видимо, потому, что просто не знают о нем.

 

В наши дни в массовом сознании сложился определенный стереотип празднования Пасхи. Как правило, даже воцерковленные люди ограничиваются тем, что приходят на одну-две службы Страстной седмицы, затем выстаивают ночное Пасхальное богослужение, освящают куличи и яйца и празднуют в течение воскресного дня. Считается, что на этом Праздник праздников кончается. Теперь остается только ходить на работу и расслабляться после Великого поста: вкушать скоромное, общаться с друзьями, ходить на концерты. Между тем, Пасха в воскресный день только начинается, и в прошлые века христиане проводили все дни Светлой седмицы в храме, «радуяся и торжествуя о Христе».

Семидневное Пасхальное торжество установлено святыми отцами. В 66-м правиле VI Вселенского Собора читаем: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пении и песнех духовных, радуяся и торжествуя о Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище». Это установление святых отцов еще в начале прошлого века не было забыто. «Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного богослужения», — сообщает автор «Настольной книги священно-церковно-служителя», выпущенной в 1913 году.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица является как будто одним праздничным днем: во все ее дни совершается то же богослужение, что и в первый день. «Вместо псалмов, входящих в состав служб, поются песнопения, прославляющие Воскресение Христово... Выражая избыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением, — говорится в богослужебных книгах. — Богослужение в продолжение всей Пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в ознаменование того, что Воскресением Иисуса Христа «небо отверзто» (Ин. 1, 51) и отверсты «нам райския двери»... Во всю Пасхальную седмицу, по общепринятому обычаю, бывает целодневный церковный звон, в знак празднования победы Воскресшего Господа над смертию и адом... Начиная с понедельника, ежедневно, в течение всей Светлой седмицы, после утрени полагается кругом храма крестный ход с хоругвями, иконою Воскресения Христова, иконою Богородицы...».

В течение целой недели христиане празднуют Пасху так, как это описал святитель Григорий Нисский: «Вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенные, как бы по данному знаку, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника».



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://