Церковный вестник


№ 19(368) октябрь 2007 / Церковь и общество

Региональный компонент необходимо сохранить

В прошлом номере «Церковного вестника» мы опубликовали обращение ряда членов Общественной палаты РФ к Президенту, в котором была выражена озабоченность и тревога в связи с попытками отменить региональный и школьный компоненты обучения. Именно в рамках регионального компонента в ряде российских регионов сегодня преподается курс основ православной культуры. Митрополит Калужский и Боровский Климент прокомментировал «Церковному вестнику» сложившуюся ситуацию. 

— Ваше Высокопреосвященство, какое значение придает Церковь региональному компоненту в системе среднего образования? Почему Церковь выступает за его сохранение?

— Сегодня, когда на молодежь лавиной обрушивается поток пропаганды насилия, сексуальной распущенности, культа наживы, эгоизма, достижения личного успеха любой ценой, особенно важно преподавание в средних учебных заведениях курса «Основ православной культуры», призванного приобщить молодое поколение России к богатейшим историческим и культурным традициям российского народа, к его духовно-нравственным истокам. К сожалению, приходиться видеть, что молодежь уподобляется «иванам, не помнящим своего родства». Молодые люди должны знать не только историю своего народа и государства, в котором живут, но и духовные традиции своих предков, основанные на православии и имеющие более чем тысячелетнюю неразрывную связь с историей и культурой России.

В настоящее время изучение основ духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях в большинстве субъектов Российской Федерации — таких как Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Смоленская, Кемеровская, Курская области и многих других — осуществляется именно в рамках национально-регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта. Поэтому отмена регионального компонента в системе среднего образования приведет к изъятию из школьной программы «Основ православной культуры».

Весьма тревожным с точки зрения Русской Православной Церкви выглядит стремление некоторых сил всеми способами воспрепятствовать столь необходимым и нравственно оправданным общественным инициативам, направленным против культурного невежества, способствующего нравственному разложению общества. В этой связи, ради будущего нашей страны необходимо сохранить на законодательном уровне возможность включения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений региона учебных предметов по изучению основ духовно-нравственной культуры.

— В связи с чем потребовалось обращение членов Общественной палаты к Президенту? Почему высшие органы государственной власти отказались принять во внимание позицию Церкви?

— 11 сентября 2007 в первом чтении Государственной Думой был принят законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрены поправки в закон «Об образовании», изменяющие структуру государственного образовательного стандарта и исключающие из него национально-региональный и школьный компоненты.

Данный законопроект был разработан Министерством образования и науки Российской Федерации. На стадии разработки законопроекта мы выступили с позиции сохранения возможности преподавания духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях, однако, несмотря на все доводы, он все же был принят Госдумой в первом чтении.

В настоящее время законопроект готовится ко второму чтению в Государственной Думе, и поэтому проходит его обсуждение в обществе. Выражая обеспокоенность по поводу возможного принятия в стране закона, ликвидирующего региональный компонент образования, в рамках которого преподаются знания о религиозной культуре, было направлено обращение членов Общественной палаты РФ Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

Таким образом, положительный опыт регионов по включению в базисные учебные планы предметов, направленных на изучение основ духовно-нравственной культуры, был совершенно проигнорирован. В случае принятия законопроекта преподавание основ духовно-нравственной культуры в субъектах Российской Федерации станет невозможным.

Мы слышим порой голоса, что якобы преподавание «Основ православной культуры» — это возрождение в наших школах обязательного преподавания «Закона Божия». Такая позиция совершенно не обоснована, так как «Основы православной культуры» является культурологической дисциплиной. Когда стоял вопрос о преподавании «Закона Божьего», Церковь, принимая во внимание светский характер образования, пошла на компромисс, предлагая введение в общеобразовательных школах изучение основ духовно-нравственной культуры. Знакомясь с «Основами православной культуры», дети не привлекаются к религиозной деятельности. Однако никому не повредит, если школьники будут знакомиться с заповедями «не убий», «не кради», «не прелюбы сотвори».

— Какими вам видятся дальнейшие перспективы преподавания «Основ православной культуры» в школе?

При сохранении регионального компонента в системе среднего образования необходимо использовать имеющийся положительный опыт внедрения преподавания в учебных заведениях «Основ православной культуры». Активное сотрудничество Церкви и общества в этом вопросе может послужить в дальнейшем не только укреплению добрых, деловых отношений, но и плодотворной совместной работе по нравственному, культурному и социальному возрождению общества.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://