№ 4 (353) февраль 2007 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Тайна "мощей святого Филиппа"

В начале февраля российские информационные агентства опубликовали необычную новость: один из отечественных интернет-аукционов выставил на продажу человеческие останки — как утверждалось, «святые мощи». Продавец, Борис Георгиев из Санкт-Петербурга, предложил «вниманию ценителей русской старины останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века». Согласно объявлению, на черепе имелась «дореволюционная надпись, содержащая имя святого, год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер». Желающие могли ознакомиться и с фотографией «лота». На черепе была надпись, которая гласила: «Св. Филипп», ниже дата — 1899, и менее разборчиво — «на нуте».
Как и следовало ожидать, вскоре человеческие останки были изъяты с интернет-аукциона правоохранительными органами. После проведения экспертизы глава антикварного отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Владислав Кириллов представил прессе свое заключение. По его словам, останки были списаны из фондов Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в 1940 году. Сотрудники музея принимали участие в их исследовании совместно с правоохранительными органами. По инвентарным номерам и была установлена принадлежность останков к фондам Кунсткамеры.
По заключению экспертов, этот человеческий череп принадлежал женщине, жившей в конце XVII века. Больше ста лет он пролежал под землей в Новгороде, позднее попал в коллекцию местного краеведа и археолога Василия Передольского и в 1931 году был передан в Кунсткамеру. После списания части коллекции, «не представляющей научной ценности», в 1940 году череп был отдан студентам.
Странная надпись также получила объяснение. В Новгороде была улица Нутская. На ней стояла церковь святого апостола Филиппа. Рядом — кладбище, откуда были взяты останки.
В.Кириллов подчеркнул, что данные останки не являются мощами православного святого. В интервью для газеты «Известия» он сказал, что уголовного дела по этому факту скорее всего не будет: нет ни кражи ценностей, ни самих ценностей. Только человеческие кости. А ими торговать закон не запрещает.
Мы попросили прокомментировать эту историю профессора богословия протоиерея Владимира Сорокина, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора. Он в частности сказал: «Из ажиотажа вокруг так называемых “мощей святого Филиппа” необходимо извлечь несколько уроков. Во-первых, несмотря на то что нынешнее российское общество страдает глубоким религиозным невежеством, все-таки дело до обмана и кощунства не дошло. Это радует. Во-вторых, чрезмерное увлечение ныне чудесами, мощами, исцелениями, видениями и т.д. опасно тем, что может подтолкнуть неустоявшихся в православии людей на Иудин грех — предательство. Всякий, кто продает церковную святыню, продает Господа нашего Иисуса Христа, “Тело Его, которое есть Церковь”» (Кол. 1, 24).
Отец Владимир также отметил, что у большинства православных людей знание канонов Церкви находится на очень низком уровне. В спорных ситуациях необходимо спрашивать сопроводительные документы, удостоверяющие предполагаемые святые мощи. При этом о. Владимир особо подчеркнул безнравственность и недопустимость использования человеческих останков в качестве музейных экспонатов.
«К сожалению, известны случаи появления “альтернативных” мощей. В Санкт-Петербурге до последнего времени выставлены мощи преподобного Серафима Саровского в раскольническом православном приходе. Сегодня, как никогда, необходима бдительность православных иерархов по охранению святоотеческого завета: “Верую... во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Единство и святость сегодня в особой опасности», — сказал в заключение протоиерей Владимир Сорокин.
Подготовила Анна Курская

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика