ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ



Рубрики:

Патриарх
Священный Синод
Синодальные учреждения
Епархии и приходы
Официальные документы
Церковь и общество
Православный мир
Образование
Архипастырь
Святость
Новости
Праздники и юбилеи
Милосердие
Святыни
Обитель
Пастырский опыт
История
Паломничество
Крупным планом
Молодежь
Комментарии
Форум
Чтение
Дискуссия
Искусство
Выставки и конференции
Преподобный Серафим Саровский.
Некрологи, соболезования

  • Архив газеты
  • Рассылка
  • Объявления
  • Подписка
  • Где купить
  • Фестиваль православных СМИ
  • Каталог православных СМИ
  • Фотогаллерея
  • О редакции
  • Издательский Совет
  • Контакты
  • Полезные ссылки
  • Поздравления
  • Анонсы
  • About us
  • Прп. Савва Сторожевский


  • Ленты новостей
  • Патриарх
  • Священный Синод
  • Синодальные учреждения
  • Епархии и приходы
  • Официальные документы
  • Церковь и общество
  • Православный мир
  • Образование
  • Архипастырь
  • Святость
  • Новости
  • Праздники и юбилеи
  • Милосердие
  • Святыни
  • Обитель
  • Пастырский опыт
  • История
  • Паломничество
  • Крупным планом
  • Молодежь
  • Комментарии
  • Форум
  • Чтение
  • Дискуссии
  • Искусство
  • Выставки и конференции
  • Преподобный Серафим Саровский
  • Некрологи, соболезования
  • Полезные ссылки

  •  СТАТЬИ, ПРЕСС-РЕЛИЗЫ :::...

    Почему в России нет двух одинаковых иконостасов?

    03.07.2021

    Если кратко, то по той же причине, почему нет и двух одинаковых храмов, двух настоятелей, двух мастерских, изготавливающих иконостасы. Даже если храмы абсолютно одинаковые снаружи (так бывает), внутри они абсолютно разные во всем - начиная с полов и заканчивая потолками и утварью. А иконостас должен гармонировать со всей обстановкой, поэтому задачи перед мастерскими, изготавливающими иконостасы подчас ставятся совсем не тривиальные.

    Строение иконостаса

    При этом строится храмовая перегородка по строгим канонам. В ней обязательно должны быть:

    • иконы Христа, Богородицы, пресвятой Троицы;
    • местный ряд, включающий в себя святых, наиболее почитаемых в регионе и святых, которым посвящен храм;
    • врата, через которые священники проходят к алтарю для свершения таинств;
    • икону тайной вечери;
    • венчающее распятие.

    Иконостас может быть даже однорядным, а максимальное количество рядов - семь. Классическое, каноническое количество рядов - пять. Про нижний или местный чин мы уже сказали, а вот остальные четыре.

    • Над местным располагается Деисус (в переводе с греческого деисис - моление). В центре - Спас на престоле (чаще всего), по бокам - Иоанн Креститель, Богородица и далее архангелы и апостолы. По легенде, именно с этого ряда началось формирование современного иконостаса.
    • Третий ряд - праздничный, содержит иконы всех двунадесятых праздников.
    • Четвертый ряд - пророческий, содержит лики всех пророков Ветхого и Нового завета, когда-либо предсказавших явление Христа на землю.
    • Наконец, пятый ряд - праотеческий. Здесь мы видим лики первых людей на Земле, а в центре - Троица Новозаветная.

    Материалы

    Как же, несмотря на строгие каноны у мастерских получаются разные иконостасы? Дело, прежде всего, в материалах для изготовления. Самые первые иконостасы были тябловыми. Тябл - доска, укрепляемая в проеме, на нее укреплялась вся конструкция с иконами. Такой вид иконостасов распространен до сих пор, - поясняют в иконописной мастерской «Палеский иконостас» iconostas.ru. Но кроме дерева для изготовления храмовых перегородок может быть использован мрамор, фарфор (фаянс).

    Украшают иконостасы по-разному. Для некоторых используется резьба, в других используется позолота резьбы, эмаль и другие способы отделки.

    И, конечно же, различаются иконостасы стилем написания икон. Самые распространенные: мстерский, палехский, академический, византийский, академический.




    Дата публикации: 03/07/2021

    Все новости раздела






     Создание и поддержка —
     проект «Епархия».


    © «Церковный Вестник»

    Яндекс.Метрика