Четвертый морской поход епископа Вениамина
Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин принял участие в походе боевых кораблей Тихоокеанского флота.
Недавно завершился поход отряда боевых кораблей Тихоокеанского_флота в Японский порт Йокосука. На флагмане отряда — гвардейском ракетном крейсере «Варяг» — в море ходил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, для которого этот поход стал уже четвертым. 30 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий подписал указ о награждении епископа Вениамина орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени в связи с 10-летием архиерейского служения и во внимание к усердным архипастырским трудам.
— Владыка, участие священнослужителей в боевых службах кораблей Тихоокеанского флота стало таким же привычным, как когда-то в старину. Расскажите, как эта традиция возрождалась, какими были ваши впечатления от первого похода?
— У меня душа такая, морская. При море, при океане родился, так и тянуло в море всегда. С детства я любил песню о «Варяге», мы часто распевали ее, и, конечно, это нас вдохновляло.
Церковь всегда благословляла воинов на защите Отечества, и сейчас у нас в епархии создан отдел по взаимодействию с армией и флотом, потому что Владивосток — это флотский город. Мы всегда искали общения с воинами, старались, чтобы стремление это было обоюдным. Стали посещать корабли и воинские части. Стали бывать и на рубежах нашего Отечества у пограничников. С расширением нашего взаимодействия с Вооруженными Силами появилась потребность участвовать вот в таких визитах.
Во время первого похода крейсер «Варяг» побывал на месте гибели своего прославленного предшественника, того самого «Варяга», о котором сложены песни и легенды. Когда мы проходили Цусимский пролив (я впервые был там), корабль дал тихий ход. Море было спокойное, офицеры и моряки построились на юте. Мы с отцом Сергием, а также с некоторыми артистами ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота (некоторые из них поют в храме) совершили панихиду по погибшим в сражении воинам. После того как мы пропели «Вечную память», я подошел к корме и высыпал в море частицы земли с нашего Морского кладбища. Высыпал, пожелав вечной памяти нашим морякам. На лицах некоторых офицеров и матросов я тогда заметил слезы. А на обратном пути мы крестили около ста человек.
— Чем вам запомнились другие походы?
— Во втором плавании мы на большом противолодочном корабле «Адмирал Виноградов» пришли в Токио и посетили там кладбище, где захоронены наши моряки. Они умерли на чужой земле в разные времена и по разным причинам. Мы там установили плиту в знак благодарности от военных моряков и всех жителей города Владивостока с надписью, что мы их помним и они не забыты.
Потом Виктор Дмитриевич Федоров, который тогда был начальником штаба флота, предложил нам принять участие еще в одном походе в Японию, в порт Сасебо. Это было третье мое плавание. Оно состоялось год назад и совпало с печальными событиями в Америке. В тот раз мы также побывали в Нагасаки. Там мы познакомились с одной эмигранткой старого поколения, Любовью Семеновной. Она приехала из другого города специально для встречи с нами, поводила моряков по Нагасаки и рассказала о трагедии, которая произошла здесь во время войны, показала дом, в котором жила. Возвращаясь во Владивосток, мы совершили крещение, проводили беседы с нашими моряками.
—Не планируется ли на одном. из кораблей Тихоокеанского флота открыть храм?
— У нас в епархии пока нет. Конечно, было бы неплохо, чтобы на какой-нибудь один корабль взять священника или монаха. Эта идея хорошая. Я поинтересуюсь о такой возможности.
— А чем еще ваша делегация занималась в Японии?
— На этот раз мы посетили кладбище, где покоятся мощи святителя Николая Японского, основателя Японской Православной Церкви. Побывали в соборе и резиденции митрополита. Я передал от Святейшего Патриарха приветствия, вручил подарки. Мы совершили богослужение на Патриаршем подворье при Японской Автономной Церкви.
В Токио мы встретились с русскими эмигрантами, которые собрали для православных христиан в России различные вещи, игрушки для детей. Для подарков понадобилось несколько коробок. Мы собираемся передать эти игрушки в воскресную школу и в детский сад. Вещи передадим в монастырь на Седанке, матушке Марии. Она собирает вещи для Лучегорского детского дома. А во Владивостоке раздает детям и неимущим.
Перед выходом кораблей в море был праздник Покрова Божией Матери. Мы молились, чтобы Господь помог нам без всяких происшествий вернуться домой, просили ангела-хранителя, чтобы он нам сопутствовал.
— Когда корабли вышли из Владивостока, вы тоже совершили молебен?
— Мы совершили молебен о путешествующих. Правда, поскольку к тому времени мы еще не так близко познакомились с нашими адмиралами, мы с отцом Виктором провели богослужение у себя в каюте. А можно было бы этот молебен совершить в ходовой рубке, как мы это делали, когда шли в Сасебо.
— Какие впечатления у вас остались от этого похода?
— Этот переход показал, что у молодежи есть стремление к православию и что люди становятся мягче.
— Владыка, что значат для вас эти поездки?
— На корабле много православных верующих, и мы считаем, что это частица нашей епархии. А епископ должен отвечать за всю епархию. Это моя обязанность, и такова была цель поездки. Дай Бог, чтобы мы все укреплялись в вере православной.
Беседовал корреспондент газеты«Боевая вахта»
капитан 3-го ранга Владислав Дубина.
|