№ №7 (260) Апрель 2003 г. / Архипастырь

Следующая статья...»

МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

— Ваше Высокопреосвященство, что, на ваш взгляд, требуется изменить в законодательстве и практической работе соответствующих государственных органов и учреждений для придания благотворительной деятельности большей динамики и эффективности?

— Прежде всего, необходимо придать взаимодействию церковных и государственных структур, занимающихся решением социальных проблем, динамичный и стабильный характер. Ведь до сих пор, к глубокому сожалению, такого рода взаимодействие осуществляется периодически и исключительно благодаря личным контактам и инициативным сотрудникам. Соглашения о совместной деятельности, некогда подписанные на самом высоком уровне, и созданные в этой связи координационные группы работают не так активно, как того требуют обстоятельства. Более того: с одной стороны, мы слышим слова благодарности в адрес Церкви за ее социальную работу, а с другой стороны, мы регулярно сталкиваемся с теми чиновниками-бюрократами, которые делают все, чтобы помешать или ограничить благотворительную деятельность Церкви.

Направления и формы каритативной деятельности весьма разнообразны. Их использование в той или иной стране, том или ином регионе во многом зависит от местных условий (социальных, экономических, политических и т. п.). Но важно понять одно: заниматься благотворительностью — дело не всегда благодарное, но всегда убыточное, не приносящее какой-либо материальной выгоды или прибыли. Приюты, больницы, хосписы, богадельни, ночлежки, столовые — все это мы хотим видеть красивым, уютным, чистым и благоустроенным. Помимо любви и сердечной теплоты, внимания и заботы, для всего этого нужны деньги, и немалые. И не надо в этом вопросе быть идеалистом. Горько наблюдать, как недавно созданный детский приют, не найдя средств, закрывается и дети снова вынуждены оказаться на улице.

Необходимо реально смотреть на вещи: многие социальные проблемы порождены государством, его непродуманной политикой, а следовательно, и решаться эти проблемы должны в первую очередь государством. Церковные и общественные организации готовы помочь, но не следует им на государственном же уровне и мешать. Наоборот, необходимо помогать, оказывать материальную и моральную поддержку, предоставлять определенные льготы, стимулировать благотворительную деятельность финансово-промышленных корпораций и предприятий.

Следовало бы обратить внимание и на такие проблемы, как:

— несовершенство правовой базы благотворительной деятельности;

— отсутствие системы профессиональной подготовки церковных социальных работников;

— отсутствие координации в деятельности государственных, церковных и общественных организаций, занимающихся социальной работой;

— индифферентное отношение госчиновников к деятельности на территории России различных сект и инославных религиозных организаций под видом благотворительных и гуманитарных.

— Сегодня многие склонны рассматривать благотворительные акции как временные, конъюнктурные, рекламные проекты, которые необходимы лишь во время определенных политических или коммерческих компаний. Каким вам представляется будущее благотворительной деятельности в нашей стране? Способна ли благотворительность, как историческая традиция Святой Руси, задать параметры “нового социального мышления” России третьего тысячелетия христианской эры?

— Сегодня, когда Церковь после многих лет гонений вернула себе во всей полноте миссию социального служения, мы должны не только бережно восстановить, но и приумножить частично утраченные навыки социальной работы, которая предполагает сотрудничество с государством и обществом в деле служения. Нам не следует искусственно противопоставлять многообразные формы и проявления великого и богоугодного дара служения людям. Более того, именно к этому многообразию следует стремиться.

При этом, конечно, не следует забывать о вызовах нашего времени, которые неразрывно соединяют ныне в нашем сознании и в нашей деятельности социальное служение Церкви с ее активной миротворческой позицией. Вызовы времени — это грозное напоминание о том, что все мы — только странники на Земле и нам предстоит ответить за все содеянное. Вызовы времени требуют от всех нас четкого осмысления так называемых глобальных проблем как уроков, которые даются нам свыше. А к проблемам этим относятся и реальная опасность планетарной техногенной катастрофы, и разрушительные для культуры многих народов последствия развития мировой “информационной паутины”, и угрозы, которые несет с собой передел зон политического и экономического влияния, и, что особенно важно, углубление социального неравенства. Неравенства, которое превращается в пропасть, противопоставляющую два мира: с одной стороны, горстку сверхбогатых людей и узкий круг “благополучных стран”, а с другой стороны, миллионы неимущих и страждущих людей и целые регионы тотального массового обнищания. Поэтому, говоря о задачах социального служения, мы не имеем права замыкаться в себе, устраняться от участия в международных делах.

Но не менее важно постоянно помнить и о наших национальных интересах, о непростых проблемах, стоящих перед современной Россией, которая, к сожалению, демонстрирует миру далеко не лучший пример разрешения социальных противоречий. Но, как бы мы ни оценивали результаты политического и социально-экономического переустройства последних лет, одно остается совершенно бесспорным: именно сегодня вновь востребован изрядно забытый, но не утраченный даже в самые тяжкие годы гонений бесценный опыт нашей Церкви в области социальной работы, благотворительности и организации общественной поддержки страждущих. Этот опыт жизненно необходим гражданам России — и тем, кому суждено жить в эти годы, и тем, кто придет на смену.

Для того чтобы осмыслить уникальный опыт социального служения, накопленный Русской Православной Церковью в течение столетий, следует задуматься о главном — о непреходящей сущности и преходящих исторических формах такого служения. Задумаемся: что представляет собой социальное служение сегодня? Является ли оно только вечным долгом Церкви или составляет также и основную задачу формирования институтов гражданского общества в современной России? Можно ли рассматривать социальное служение как основную обязанность государства или и в дальнейшем мы будем по привычке относить социальную сферу к числу якобы затратных областей и явно не главных задач государственной политики? Или, может быть, социальное служение — это только прирожденное качество души человеческой? И наконец основной вопрос: возможно ли все это соединить в рамках общенациональной стратегии развития России, о которой так много говорится в последние дни?

Думается, что формы социального служения, как традиционные, освященные опытом поколений, так и новаторские, экспериментальные подходы, не должны исключать друг друга. Чтобы добиться желаемого и не потерять при этом союзников, нужны не только немалые средства, но и духовные силы и молитвенная помощь наших святых, чистота помыслов и терпение.

Следующая статья...»

№ 7 (356) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 6(379) март 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 12 (336) июнь 2006



№ 3 (328) февраль 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 23(324) декабрь 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 6 (307) март-апрель 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 23(276) декабрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика