Учение церкви о «последних вещах»
В Москве 14—17 ноября состоялась Международная научно-богословская конференция «Эсхатологическое учение Церкви», организованная Синодальной богословской комиссией Русской Православной Церкви.
Конференцию открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В адрес конференции были направлены приветствия председателя Совета Федерации Сергея Миронова, полномочного представителя Президента в ЦФО Георгия Полтавченко, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, президента Межпарламентской ассамблеи Православия Сергея Попова. Конференция началась с выступления председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. «Эсхатология является одной из важнейших тем современной богословской и религиозной мысли. К ней обращались как православные, в частности русские, так и инославные авторы. Мы услышим сообщения о новейших интерпретациях христианской эсхатологии, которые следует рассматривать и оценивать в свете церковного вероучения и святоотеческого предания. Такой диалог представляется весьма полезным и плодотворным», — отметил в своем вступительном слове митрополит Филарет.
На пленарном заседании с докладом «Замысел Божий о человеке и свобода воли: эсхатологическая перспектива» выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента был посвящен проблемам эсхатологии в книге пророка Исаии. Архиепископ Афанасий (Евтич) (Сербская Православная Церковь) прочитал доклад «Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника». На пленарных заседаниях также были прочитаны доклады ведущих богословов Афинского университета Константина Скутериса («Богословие ожидания: богословские комментарии эсхатологии Никео-Цареградского Символа веры») и Свято-Владимирской академии (Нью-Йорк) профессора священника Иоанна Бэра («Церковь in via»). Первый день работы завершился выступлением одного из ведущих современных православных мыслителей Христоса Яннараса «Эсхатология: конец времени или свобода от времени?» и представлением его новой книги, впервые вышедшей на русском языке.
Следующие два дня участники богословской конференции работали по трем направлениям: на первой, «библейской», секции были представлены доклады об эсхатологическом аспекте изучения Священного Писания, вторая секция была посвящена богословскому осмыслению эсхатологических проблем, третья секция — историко-философская.
«Богословская конференция Русской Православной Церкви впервые работает в формате секций, — отметил секретарь Синодальной богословской комиссии священник Владимир Шмалий в интервью “Церковному вестнику”. — Готовя конференцию, мы впервые столкнулись с большим количеством заявок и представленных тем. Кроме того, эсхатологическая проблематика требует очень тщательного рассмотрения, потому что у нее есть много измерений: библейское, богословское, историческое, социологическое, культурологическое и так далее. Она затрагивает как актуальные вопросы церковной жизни и служения, так и церковно-общественные отношения».
16 ноября работа также велась на трех секциях, одна из которых была посвящена эсхатологическим настроениям в современном обществе и эсхатологическому аспекту отношений Церкви и общества. Здесь прозвучало выступление архиепископа Львовского и Галицкого Августина «Современные проблемы церковной жизни, связанные с эсхатологией» (см. стр. 5), диакона Андрея Кураева —«Отношение христианина к предметам и документам с нехристианской символикой», профессора Санкт-Петербургского университета Сергея Фирсова — «Эсхатологические предчувствия и представления у православных «неоконсерваторов» и квазихристиан современной России», ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина —«Христианская эсхатология в зеркале СМИ: мифы, катастрофы, “плохие новости”» и другие. Председательствовали на секции протоиерей Всеволод Чаплин, епископ Венский и Австрийский Иларион и заведующая кафедрой религиоведения РАГС Ольга Васильева.
Всего в конференции «Эсхатологическое учение Церкви» приняли участие около 200 человек из разных стран мира: профессора Духовных академий, Парижского Свято-Сергиевского богословского института, профессора теологии из университетов Греции, Германии, Франции, Италии, Австрии, США, Австралии и ряда других стран, представители поместных Православных Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей. За три дня работы были прочитаны 55 докладов. Сборник материалов конференции будет опубликован в течение полугода.
На заключительном заседании митрополит Минский и Слуцкий Филарет, подводя итоги конференции, отметил: «Вопреки представлению о том, что вера Церкви уже давно определена и что о ней не нужно задумываться, мы как богословы знаем и утверждаем иное. Вера Церкви неизменна. Но богословие есть всегда современное истолкование апостольской веры. Потому богословие никогда не кончается».
Поблагодарив участников конференции, митрополит Филарет сообщил, что «от конференции к конференции расширяется состав участников». «Думаю, что одной из важнейших наших задач является соборное богословское делание. Единство Вселенской Православной Церкви проявляется не только в сакраментальном общении, но и в единстве богословского разума» — подчеркнул митрополит.
В завершение конференции ее участники определили тему следующей богословской конференции, которая по традиции состоится через два года. Предполагается, что в следующий раз богословы соберутся в Москве, чтобы обсудить православное учение о Святом Духе — пневматологию. Окончательно тема следующей конференции будет утверждена Священным Синодом Русской Православной Церкви.
|