№ 4(377) февраль 2008 / Выставки и конференции

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Легко ли жить православной семье?

Создать счастливую христианскую семью и  сохранить ее под действием всех жизненных испытаний всегда было трудной задачей. Особенно непросто это в наши дни, когда разрушены традиции домашнего благочестия и церковной культуры, и  молодым христианам приходится возрождать их на собственном опыте. В московском Даниловом монастыре регулярно проходят церковно-практические конференции и круглые столы, посвященные семье, браку и воспитанию детей. Эти мероприятия позволяют известным московским пастырям и духовникам встретиться и обсудить свои мысли и наблюдения, поделиться опытом с заинтересованной аудиторией.

В дни XVI Международных Рождественских чтений в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря прошла конференция «Семья в современной Церкви: проблемы и пути их решения». В рамках этой конференции 1 февраля состоялся круглый стол «Семья в современной Церкви. Пастырские и богословские аспекты вопроса». Его участники, известные московские пастыри, обсудили широкий круг тем: этапы религиозного развития детей и взрослых, проблемы воцерковления и литургической жизни христианской семьи, ее участие в общине, помощь молодым людям, желающим создать семью. Дискуссию вел ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин.

 

Семья вступает

в церковную жизнь

О проблемах семей, делающих свои первые шаги в Церкви, рассказал архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря. По мнению опытного пастыря, при воцерковлении супругов «в семью иногда приходит разлад». Женщина нередко начинает «учить мужа ходить по одной половице», проявляет домашний деспотизм, требует от супруга непосильных для него ограничений. «Семья должна жить по церковным канонам, — считает архимандрит Алексий, — но в приложении к конкретной ситуации», с учетом сложившихся семейных традиций. Особенно осторожно нужно относиться к супружеским ограничениям во время поста, которые возможны только по взаимному согласию, при этом «мера воздержания в каждой семье может быть решена по-своему». При решении семейных проблем, по мнению отца Алексия, «женщине нужно проявить любовь, а мужу — благоразумие».

Игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, отметил: «К сожалению, часто в жизни молодых семей возникает «духовная шизофрения». В храме — это одна семья, а за порогом — совсем другая. Не всегда человек готов жить в соответствии со своей верой». По мнению пастыря, церковность семьи «трудно оценивать количеством духовных упражнений» — по частоте причащений, строгости постов. Он предложил христианам другой нравственный критерий: «каждый день сравнивать себя со Христом и Евангелием».

С отцом Иоасафом согласился и игумен Петр (Мещеринов), директор Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Действительно, часто «церковность сводится к храмовой жизни» и ограничивается ею. А христианство и Церковь должны охватывать всю жизнь человека. К сожалению, в Церкви сейчас отсутствует общинная жизнь, «семьи живут частно», а ведь именно в них созидаются основы христианской жизни. Но «атмосфера семьи, как малой Церкви» подвергается воздействию ряда проблем. В первую очередь, это влияние светских стандартов — «стадности, акультурности, гламура», которые разрушают особый культурный уровень восприятия православия. При этом теряется ощущение, что Церковь — дар Бога человеку. Для христианских семей, по мнению о. Петра, не менее опасен «номинализм», «отдельное существование идей от реальности», когда «учение мы содержим, но не реализуем».

Священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади, член Социальной комиссии при Московской Патриархии, тоже считает, что христианская семья не может «ограничиваться стенами храма». По его словам, «христианство — религия радости, а не покаянного плача. Правильно воцерковленную семью видно по тому, насколько радость живет в семье».

 

Дети в храме

Одна из самых больших сложностей в жизни христианских семей — посещение храма в первые годы после рождения детей. В это время у молодых матерей неизбежно нарушается привычный ритм литургической жизни. Когда младенцев приносят во время богослужения в храм, они нередко отвлекают молящихся, родителям приходится выслушивать упреки со стороны, поспешно выносить детей на улицу. Так рождается мнение о том, что священники «не любят детей в храме».

Чтобы разрушить этот стереотип, архимандрит Алексий (Поликарпов) призвал священнослужителей быть «более терпеливыми» по отношению к младенцам во время богослужения. Он поделился наблюдением, сделанным в одном из храмов Антиохийской Православной Церкви в Америке: на втором этаже там существует застекленная комната для матерей с детьми, откуда они могут видеть и слышать службу, не мешая другим молящимся. По мнению наместника Данилова монастыря, подобная практика могла бы существовать и в наших приходских храмах, сейчас в Москве уже строится храм, оборудованный помещениями для родителей и маленьких детей. В то же время о. Алексий посоветовал молодым матерям причащаться не реже раза в месяц, не забывая хотя бы о минимальной подготовке.

 

Как воспитать детей

христианами

Как считает о. Игорь Фомин, «наши взаимоотношения с Богом проецируются на наши семьи, на детей». Ребенок впитывает то, что вокруг него происходит. Часто он видит показную набожность родителей в храме и их неблагочестивую жизнь за его пределами. Как следствие этого, 15–16-летних подростков в храме уже не видно. «Если Господь не является сутью нашей жизни, если у родителей Бог —  «в баночке», можно достать в нужный момент, а потом поставить обратно, — дети уходят из Церкви», — сказал пастырь. Он особенно подчеркнул: «как мы хотим, чтобы Господь с нами общался, так и мы должны общаться со своими детьми».

«Воспитание детей должно сводиться не к постам, а к тому, что родители живут христианской жизнью», — полагает о. Петр (Мещеринов).

По словам священника Александра Никольского, клирика храма преподобного Андрея Рублева в Раменках, здесь особенную роль должен играть отец семейства. Муж должен нести ответственность за семью, ее стабильность, воспитание детей, «определять духовное направление семьи».

А если семья распалась, и мать воспитывает детей одна? Тогда, по мнению ответственного редактора ЦВ Сергея Чапнина, особенно острой становится проблема воспитания мальчиков. Здесь большую помощь одиноким матерям могут оказать летние православные лагеря. У мальчиков там есть возможность почувствовать, что «ты не только гуманитарное существо, но можешь заниматься и физическим трудом».

 

«Детская» литургия

Говоря о детях в храме, нельзя не коснуться темы «детской» литургии.  Игумен Иоасаф рассказал об опыте проведения особых богослужений для детей и молодежи в Даниловом монастыре.  По его словам, их отличительный признак — «ответственность детей за богослужение, уборку и украшение храма, пение, чтение». При этом дети должны понимать, что «Евхаристия — это дар, к которому надо подготовиться». Присутствующие отмечают особый молитвенный дух этих богослужений.

Во время Литургии для детей Священное Писание читается на двух языках — славянском и русском. По мнению архимандрита Алексия, на «детской» литургии целесообразно произносить проповедь сразу после чтения Евангелия. Участники встречи отметили, что в таких начинаниях важно получить благословение священноначалия.

Отец Иоасаф поделился советом для родителей: воскресный день должен стать праздничным, и после литургии хорошо всей семьей отправиться на прогулку, в зоопарк, кафе и т.д. Заместитель руководителя ЦДРМ Юрий Белановский рассказал, что регулярное служение «детской» литургии дает «уникальную возможность общения православных семей на межприходском уровне», особенно ценную для жителей крупных городов.

 

Духовник семьи

Нередко источником разногласий у молодых супругов становится вопрос о выборе общего духовника и о его роли в повседневной жизни семьи. Участники круглого стола призвали не преувеличивать миссию семейного духовника и не перекладывать на него ответственность за решение своих проблем. «Главой семьи и домашней Церкви является муж. Духовник — советник, молитвенник, педагог, но он не должен строить жизнь семьи, выходить за свои пределы и решать вопросы семейного бюджета, поездок и т.д.», — подчеркнул о. Петр (Мещеринов).

Игумен Иона (Займовский), руководитель программ духовной, социальной и психологической реабилитации Центра духовного развития молодежи; напомнил о личной ответственности христианина перед Богом и семьей. Задача духовника, по его мнению, — «возвращать человека к его ответственности». По опыту о. Ионы, часто семейные пары ведут психологические «игры» со священником, манипулируют им. Тогда ему лучше отстраняться, не участвовать в принятии решений. «В некоторых ситуациях можно обращаться к психотерапевтам, — посоветовал пастырь. — Но очень важно, чтобы эти специалисты были верующими». Профессиональная психотерапия — это полезный «инструмент, который Церковь не должна сбрасывать со счетов».

По мнению о. Игоря Фомина, духовник представляет сторонний взгляд на проблемы семьи, выступает в роли «третейского судьи». В то же время он «должен приносить благодать» в этот маленький социум. «Он должен, грамотно рассмотрев ситуацию, или отойти в сторону, или принять на себя всю полноту ответственности, разделить участь всех последствий», — считает священник. Так, если пастырь призывает православных женщин к многодетности, он должен нести реальную ответственность за свои призывы, вплоть до готовности содержать этих детей в случае необходимости!

По словам о. Иоасафа, настоящий духовник «идет рядом с семьей или чуть-чуть впереди; он как духовный мост, соединяющий ищущего человека с Богом». Одна из его задач — поддерживать авторитет мужа, отметил о. Александр Никольский. Если же семейная иерархия нарушена, такую семью можно считать «больной».

 

Возможна ли аскеза

в семейной жизни

Современное православие проникнуто монашеско-аскетической традицией, и семейной жизни в нем нередко отводится второстепенная роль. Монашеский идеал в церковном сознании побеждает идеал семейный. Это приводит к проблемам у мирян — после распространенного увлечения литературой о монашестве им приходится возвращаться к действительности, которая так не похожа на идеал... На каких же принципах молодым мирянам основывать свою семейную аскезу? Где проходит грань разумного и полезного?

Игумен Петр заметил: «Монашество из частного чина церковной жизни превратилось в некую самодовлеющую идеологию, подчинение которой вменяется чуть ли не в обязанность всем христианам. Я считаю, это глубоко неверно». Он процитировал Священное Писание: «В доме Отца моего обителей много». При этом для молодых семей, по мнению пастыря, «в наше время острие аскетизма должно быть направлено не на пост, а на воздержание от ненужной информации».

Участники круглого стола согласились с мнением о. Александра Никольского о том, что  «многодетность — настоящая аскетика для семейного человека, если она ради Христа».

 

Как сберечь семью

Сложности и скорби подстерегают христиан на всем протяжении семейного пути. Как сохранить брак, удержаться от ссор,  не поддаться унынию от однообразных ежедневных забот? Оказывается, даже примитивный на первый взгляд совет духовника мужу «приходить домой не позже восьми вечера» может иногда спасти семью от разрушения. Какими еще универсальными рецептами семейного счастья могут поделиться священники, обладающие большим пастырским опытом?

Игумен Петр отметил, как важно, когда «муж и жена имеют доверие и уважение друг к другу и могут обсудить свои проблемы». Отец Игорь поделился некоторыми житейскими наблюдениями и советами. По его мнению, в семейной жизни «никогда не должно быть гнева и упреков». «Не должно быть преград для того, чтобы высказаться», надо выслушивать и поддерживать мнение супруга. Надо улыбаться, даже если новости не самые приятные. «Какие бы проблемы ни возникли в семье, спать супругам нужно ложиться всегда вместе».

В заключение беседы о. Александр призвал молодых христиан в сложных ситуациях «молиться, чтобы разобраться в себе», чтобы услышать собеседника.

Конференция завершилась, но встречи священнослужителей в Даниловом монастыре будут проходить и впредь, и обсуждение проблем молодых христианских семей будет продолжено.

Анна Курская

 

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007




№ 1-2(374-375) январь 2008




№ 3(376) февраль 2008



№ 4(377) февраль 2008


Легко ли жить православной семье?


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 24(349) декабрь




№ 20(345)октябрь


№ 11 (312) июнь 2005


№ 3 (304) февраль 2005


№ 8 (285) апрель 2004



№ 23(276) декабрь 2003



№ 20(273) октябрь 2003


№ 19(272) октябрь 2003








№ 23 (252) декабрь 2002 года.


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика