«Новые Иерусалимы»
Представительный международный научный форум «Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре» прошел в Москве. Конференция открылась 27 июня в Истре, где зарубежные и российские участники смогли ознакомиться с уникальным историко-художественным комплексом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Симпозиум приурочен к празднованию 350-летия этого памятника и организован Научным центром восточно-христианской культуры совместно с Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим» и Государственной Третьяковской галереей.
Помимо российских специалистов, в симпозиуме принимают участие ведущие исследователи — историки, искусствоведы, филологи, литургисты — из США, Израиля, Германии, Италии, Англии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Армении и других стран.
Подмосковный историко-архитектурный комплекс «Новый Иерусалим» по своему замыслу уникален. Однако он является продолжением и отражением многовековой традиции создания «Новых Иерусалимов», которая с раннехристианских времен существовала и на Востоке, и на Западе. Главная задача симпозиума — всесторонне проанализировать эту традицию, фокусируя внимание на теме перенесения сакральных пространств. Как отмечается в пресс-релизе, с точки зрения методологии форум развивает принципы иеротопии, согласно которой создание сакральных пространств рассматривается как особая сфера творчества и самостоятельный раздел истории культуры.
Первое заседание прошло под председательством профессора из Болгарии Элки Бакаловой — одного из самых известных в мире исследователей византийского искусства. Молодой ученый из Румынии Петре Гуран выступил с докладом «Византийский “Новый Иерусалим”: сакральное пространство и политическое богословие». Главная идея доклада — необходимость рассматривать концепцию «Нового Иерусалима» в политическом и идеологическом контексте каждой эпохи. Автор рассмотрел ее на примере Константинополя как воплощения «имперского Нового Иерусалима».
Большой интерес и множество вопросов вызвал доклад Алексея Пентковского «Иерусалимская литургическая традиция и “иерусалимизация” сакральных пространств». Ученый охарактеризовал иерусалимскую литургическую традицию как локальную ветвь в рамках антиохийского литургического пространства, имеющую существенную особенность: богослужение совершалось на исторических местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Исследователь делает вывод о том, что перенесение в Византию элементов иерусалимской литургической традиции в виде текстов или особой манеры их исполнения «не привело к образованию нового сакрального пространства или к иерусалимизации уже существующего». Однако проявления так называемой «частной иерусалимизации» (например, перенесение реликвий или создание реплик Анастасиса — храма-ротонды на месте Воскресения Христа) в большей степени влияли как на возникновение сакрального пространства, так и на иерусалимизацию типикона. Свидетельства об этом можно найти в тексте VIII в., приписываемом Патриарху Герману, — этот памятник является своеобразным первым подробным «руководством по иеротопии»: он призывает молящихся в храме восстанавливать образы сакрального иерусалимского пространства, идентифицируя алтарь с пещерой Рождества, престол — с гробом Господним, амвон — с отваленным от гроба камнем и т.д.
Сравнительный анализ резных изображений в иерусалимских погребениях представила Эмма Мааян-Фанар в докладе «Кладбище как Новый Иерусалим: иудейская и христианская концепции двух уникальных некрополей Святой Земли». На примере иудейского погребения в Бет-Шарим и раннехристианского в Шафарам автор рассматривает связь раннехристианских и традиционных иудейских мотивов. Выдвигая гипотезу о принадлежности второго погребального комплекса евреям-христианам, автор предлагает расценить эсхатологическое послание в камне как «христианский визуальный ответ иудаизму».
Разнообразная тематика докладов, представленных на симпозиуме, позволяет понять, насколько широко образ Нового Иерусалима был представлен в культуре разных народов в различные эпохи. Ряд докладов посвящен древнерусской культуре. Среди них — «Иерусалим видимый и невидимый: типология отражений Святой Земли в древнерусской культуре» Л.А. Беляева, «Иерусалимский образец в древнерусской архитектуре: от символической образности к изображению сакрального пространства» А.Л. Баталова, «Надвратный храм: иерусалимские и богородичные аспекты символического замысла» В.В. Седова, «Соловецкий монастырь как старообрядческая альтернатива Новому Иерусалиму патриарха Никона» О.В. Чумичевой и другие. Доклады общего плана подготовили директор Научного центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов — «Новые Иерусалимы. Создание образов Святой Земли как основа христианской культуры» и «Святой Огонь и перенесение Новых Иерусалимов: иеротопические и искусствоведческие аспекты», а также ученые из Германии Аннет Хофман и Герхард Вольф — «Иерусалим как повествование и иконическое пространство». Прозвучали также сообщения о роли католических монашеских орденов в воспроизведении Нового Иерусалима и о существовании Новых Иерусалимов на Балканах и даже в США.
Симпозиум «Новые Иерусалимы» является частью большой научной программы по изучению содержательных основ восточно-христианской культуры, которая осуществляется Научным центром восточно-христианской культуры, начиная с 1991 года. В рамках этой программы были проведены международные симпозиумы и изданы тематические сборники «Иерусалим в русской культуре» (1991), «Восточно-христианский храм: литургия и искусство» (1993), «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (1994), «Иконостас: происхождение — развитие — символика» (1996), «Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира» (2000), а также «Иеротопия. Исследование сакральных пространств» (2004).
Юлия Зайцева
|