Школа церковной Журналистики
В Школе журналистики при Издательском Совете, организованной редакцией газеты «Церковный вестник» и Содружеством редакторов церковных СМИ, 13 апреля завершился первый цикл лекций. «Мы стремились не только дать возможность православным журналистам повысить свою квалификацию, но и создать для них площадку для профессионального общения, познакомить друг с другом и с коллегами из светских СМИ, которые готовы их консультировать и помогать, — отметил ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин. — Наши ожидания оправдались: акцент на профессионализм и церковность сегодня важнее общественно-политической риторики, на основе которой ранее предпринимались попытки объединить православных журналистов».
Первый цикл включал в себя мастер-классы известных журналистов, которые рассказали слушателям о различных аспектах технологии журналистского творчества и проблемах, с которыми сталкиваются журналисты в своей работе. Советник генерального директора агентства «РИА-Новости», главный редактор журнала «Russia Profile» Андрей Золотов посвятил свой мастер-класс новостным форматам современной журналистики, заместитель декана факультета журналистики МГУ Мария Лукина — технологии интервью. Заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Москва» Евгений Стрельчик рассказал о разработке и развитии концепции издания, директор интернет-проектов агентства «РИА-Новости» Наталья Лосева — о создании и продвижении сайтов. Отдельные занятия были посвящены логике и принципам редактирования текстов и этической ответственности журналистов.
Ксения Лученко, куратор Школы журналистики:
— Как возникла идея создания школы православной журналистики?
— У Издательского Совета Русской Православной Церкви давние традиции в сфере развития православной журналистики. Кроме того, что здесь издаются газета «Церковный вестник» и «Журнал Московской Патриархии», в стенах Издательского Совета возникла инициатива создания факультета журналистики, который теперь существует при Российском православной институте им. апостола Иоанна Богослова. На фестивале православных СМИ «Вера и слово», который был также организован при активном участии Издательского Совета, сотрудники православных СМИ назвали одной из главных проблем нехватку знаний и опыта в области журналистки, свою недостаточную квалификацию. Многие просили организовать обучающие семинары. Первый цикл занятий нашей Школы журналистики — это только начало работы.
— Кто ваши слушатели?
— Мы разослали приглашение на наши курсы православным редакциям, с тем чтобы они имели возможность направить своих молодых сотрудников на наши занятия. Кроме того, наш анонс был опубликован в интернете, в «Живом журнале» (LiveJournal), где существует интерактивная площадка общения православных журналистов «Ortho_periodics». Записалось более сорока человек, но ходили, конечно, не все. Слушателями Школы журналистики стали сотрудники большинства столичных православных и ряда светских изданий: журналов «Встреча», «Нескучный сад», «Наследник», «Фома», «Призвание», «Мы в России и Зарубежье», интернет-СМИ «Православие.ru», «Патриархия.ru» и «Семья.ru», газеты «Церковный вестник». Также в числе слушателей были представители пресс-службы Фонда св. Андрея Первозванного, студенты Московской духовной семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Существенное ограничение для нас — то, что слушателями школы могут быть только москвичи. Пока у нас нет возможности организовывать приезд слушателей в Москву или, наоборот, вывозить преподавателей в регионы.
— Школа рассчитана только на журналистов печатных СМИ?
— Первый цикл мастер-классов был посвящен базовым вопросам: современным журналистским форматам, технологии интервью, основам редактирования, — которые важно знать не только пишущим журналистам, но им в первую очередь. Среди наших слушателей есть сотрудники телеканалов «Глас» и «Спас». В дальнейшем мы планируем занятия по телевизионному мастерству и радио. Мастер-класс по созданию и продвижению интернет-СМИ у нас провела Наталья Лосева — директор интернет-проектов агентства «РИА-Новости».
— Как проходят занятия, кто выступает в качестве лекторов?
— Занятия проходят в форме мастер-классов, то есть прикладных лекций. Сегодня во многих крупных светских СМИ работают православные верующие — журналисты и медиа-менеджеры очень высокого уровня. Кроме того, у нас хорошие отношения с факультетом журналистики Московского университета. Наши лекторы — журналисты-практики и преподаватели журналистики. Одной из основных наших целей было познакомить православных журналистов с коллегами, работающими в «больших» СМИ. Поэтому мы постарались придать нашим занятиям немного неформальный характер, чтобы молодые журналисты могли задавать вопросы не только по теме лекции, но и по другим волнующим их проблемам. Нам это было важно, чтобы знать, по каким темам приглашать следующих преподавателей.
— Какие темы оказались наиболее востребованы?
— Для меня было несколько неожиданным, что очень много вопросов касались профессиональной этики. Мне раньше казалось, что именно с этикой у православных журналистов проблем быть не должно. Однако адаптировать христианскую этическую базу к профессиональной деятельности очень сложно. Так как современная журналистика — очень жесткая сфера, и невозможно быть профессионалом, не обладая достаточной мерой жесткости, православным журналистам ежедневно приходится балансировать на грани.
— Многие считают, что православная журналистика должна жить по особым законам, потому что многие основополагающие принципы действия светской системы СМИ для православных неприемлемы.
— Даже если мы предполагаем, что православная журналистика не совсем вписывается в законы, по которым живут «большие» СМИ, мы все равно должны знать механизмы действия рынка средств массовой информации, знать основных игроков на этом рынке, базовые схемы, по которым строятся материалы. В каком-то смысле нам это нужно и для того, чтобы правильно понимать и не слишком сильно критиковать коллег, которые работают в светских СМИ и пытаются там писать на церковные темы, но, может быть, не всегда корректно это делают. Мы должны понимать рамки, которыми они ограничены.
— Вы говорите о первом цикле мастер-классов, значит ли это, что предполагается продолжение?
— Обязательно. Первые шесть встреч, которые состоялись в марте-апреле, это своего рода «пилотный выпуск». Мы планируем приглашать новых лекторов, открывать новые направления и формы работы. Думаю, что ближайшими темами будут дизайн, телевизионное и радио-мастерство. Также есть идеи организации творческих студий — занятий в «полевых условиях». Кроме того, мы выпустим методический сборник по материалам мастер-классов.
Наталья Лосева:
Любые курсы, семинары, на которых преподают практики, — это очень дело. С теоретическими знаниями можно и самостоятельно ознакомиться, а вот оригинальным навыкам, различным журналистским «ноу-хау» можно научиться именно на практических семинарах. Кстати, и студенты-практики — это большая удача для преподавателя, потому что каждый из нас является носителем уникального опыта. Мне очень понравились слушатели Школы журналистики при Издательском Совете: живые глаза, не «высосанные из пальца» вопросы, понимание проблемы, — замечательный получился диалог, как мне кажется.
Евгений Стрельчик:
Мне было очень приятно встретиться с такой заинтересованной и адекватной аудиторией. Дело в том, что мои идеи по теме «православие в светских СМИ» не претерпели серьезных изменений за последние десять лет. Но в Школе журналистики при Издательском Совете меня впервые слушали и услышали. Я очень надеюсь, что мои советы пригодятся молодежи.
|