Юбилей московского кафедрального собора
В октябре 2003 года исполнилось 150 лет со дня освящения, после капитальной перестройки, главного престола московского кафедрального Богоявленского собора в Елохове.
18 октября (ст. стиль) 1853 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил центральный придел храма, которому в трудном ХХ веке было суждено стать главным патриаршим собором Русской Православной Церкви. В ознаменование этой памятной даты были проведены научные исследования по церковной истории старинной московской местности — села Елохово и его главного приходского храма Богоявления. В этой работе участвовали известные московские ученые, исследователи церковной старины, лауреаты Макариевской премии: доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Юхименко и профессор Московского государственного университета инженерной экологии Валерий Любартович. Результаты их изысканий были обобщены в виде фундаментальной монографии, которая готовится к изданию в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Предваряя это издание, историю собора на страницах «Церковного вестника» представляет его настоятель протопресвитер Матфей Стаднюк.
Нелегкой была судьба нашего святого храма Богоявления, что в Елохове. После революции его ждала участь многих других святынь нашей Церкви и первопрестольного града Москвы — закрытие и разрушение. Однако Господь даровал этому храму особое предназначение — быть Патриаршим собором.
Начиная с 1917 г., были разрушены сотни монастырей и тысячи храмов, закрыты духовные учебные заведения, изъяты церковные ценности, осквернены святыни, тысячи верующих людей лишились возможности жить в соответствии с религиозными традициями, многие священнослужители и миряне были подвергнуты заключению, страданиям и смерти за веру и верность Христу. Но гонимая Церковь, с Божией помощью, выдержала эти испытания, пополнив сонм святых новыми мучениками и исповедниками Российскими. Их молитвами Господь судил нам дожить до времен перемен, стать участниками и свидетелями второго Крещения Руси, возрождения церковной жизни.
Именно в этом храме в разное время служили выдающиеся иерархи и пастыри нашей Церкви. Для тысяч прихожан и паломников со всей России благовествовали слово Божие в этом храме светочи русского православия, митрополиты Московские и Коломенские: святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Владимир (Богоявленский); святитель Тихон, Патриарх Всероссийский; приснопамятные Святейшие Патриархи: Сергий (Страгородский), Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков); замечательные архипастыри: митрополиты Кирилл (Смирнов), Евсевий (Никольский), Питирим (Свиридов), Николай (Ярушевич), Леонид (Поляков) и многие другие.
Множество людей воспитали и взрастили верными чадами Церкви, являя личный пример любви и послушания своему священноначалию, пример христианской кротости, терпения и смирения, настоятели Богоявленского храма дореволюционной поры, имена которых были открыты для нас авторами настоящей книги: протоиереи Матфей Знаменский, Александр Покровский, Василий Сахаров, Иоанн Березкин, священники Феодор Иванов, Михаил Божанов, Николай Дмитриевский, Константин Воронцов и другие.
Для нескольких поколений москвичей являлись добрыми пастырями и чуткими наставниками, подававшими пример православной веры и надежды на милосердие Божие, человеческой мудрости и любви к ближнему настоятели Патриаршего собора Богоявления в Елохове: протопресвитеры Николай Колчицкий, Иоанн Соболев, Виталий Боровой, клирики собора: архимандриты Донат (Щеголев, впоследствии — архиепископ Калужский и Боровский), Иеремия (Лебедев), Зосима (Иджилов), Порфирий (Бараев), Сергий (Савельев), Герасим (Прокофьев); протоиереи Александр Акимов, Анатолий Казновецкий, Алексий Демин, Николай Воробьев и другие.
Скажу лишь несколько слов о почившем недавно протоиерее Николае Воробьеве. Он родился 7 августа 1928 г. в благочестивой семье в сельской местности Удмуртии и после окончания средней школы в 1946 г. поступил учиться в Московскую духовную семинарию. Окончив семинарский курс в 1950 г., Н.Воробьев был принят осенью того же года в Московскую духовную академию. В 1951 г. отец Николай был рукоположен в сан диакона, а затем, в том же году, в сан иерея в Казанской церкви села Ярополец Волоколамского района Московской области, в которой прослужил около трех лет. Закончить академию он смог без отрыва от несения церковных послушаний уже в 1957 г., со званием кандидата богословия. В том же году о. Николай был назначен священником в Богоявленский Патриарший собор, где с усердием прослужил 46 лет и, в том числе, 30 лет в должности ключаря. Убежденный пастырь и ревностный труженик, он с любовью нес свои обязанности соборного иерея. Неотъемлемой частью забот о. Николая было поддержание благолепия церковной службы и усердное проповедничество, наставничество молодых клириков и организация церковной благотворительности среди прихожан.
О. Николая отличали доброта, отзывчивость, глубокое благочестие; он снискал подлинный авторитет среди московского духовенства и прихожан. Знаток Церковного устава и в особенности последования Патриаршего богослужения, о. Николай ревностно следил за неукоснительным соблюдением богослужебной дисциплины, с глубоким смирением и мудростью поучая и наставляя клириков, а также регента храмового хора в строгом следовании канонам и традициям Православной Церкви.
За усердное исполнение своих пастырских обязанностей он был отмечен священноначалием практически всеми церковными наградами — вплоть до митры, второго наперсного креста с украшениями и права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими дверями до «Отче наш». Отметив труды о. Николая, Святейший Патриарх Алексий особо подчеркнул: «Протоиерей Николай с любовью и усердием совершал службу Божию, заботился о вверенной ему пастве, отличался добрым характером, честностью, принципиальностью, преданностью делу Божию и верностью своему признанию».
Благоговейным и сосредоточенным, отличающимся высокой церковной культурой чтения и пения, знанием церковного Устава, было служение Богу в соборе патриарших архидиаконов Георгия Антоненко, Владимира Прокимнова, Стефана Гавшева, протодиаконов Михаила Холмогорова, Петра Байкова, Василия Смирнова.
Много потрудились над созданием храма и его убранства, становлением благотворительных учреждений прихода храмоздатели и попечители: известный московский зодчий Е.Д. Тюрин, потомственные почетные граждане Щаповы, ктиторы дореволюционной поры, московские купцы: отец, сын и внук Калинины, И.Матвеев, И.Камынин, И.Гуляков. Об их вкладе в устроение церковной и приходской жизни все мы впервые узнали из архивных изысканий авторов книги.
Благодаря бескорыстным труженикам Богоявленского прихода послереволюционных лет: В.Я. Герасимову, И.Д. Медведеву, В.И. Российскому, монахине Олимпиаде (Селивановой), живописцу А.Е. Куликову, регенту В.С. Комарову, А.Н. Лопатиной и множеству других верных прихожан, храм занял первенствующее положение в Москве по красоте храмового пения, великолепию внутреннего убранства, благоустроению прихрамовой территории. Ныне эту традицию поддерживают многолетний староста Богоявленского собора кандидат богословия Н.С. Капчук, регент соборного хора И.В. Алеканова и приходской совет.
В Богоявленском храме в год столетия со дня рождения А.С. Пушкина на торжественной панихиде по великому русскому поэту, принявшему Святое Крещение в этом храме в 1799 году, молилась великая княгиня — преподобномученица Елисавета Феодоровна. Богоявленский Патриарший собор был местом проведения общецерковных и московских торжеств: патриарших интронизаций, соборных богослужений с главами и представителями других Поместных Православных Церквей, празднования юбилейных и церковных памятных дат.
Мужество соборных прихожан, их забота о храме и верность ему выразились не только в том, что, несмотря на намерение власти, храм удалось спасти от закрытия и разорения, но и в том, что прихожане всегда со вниманием относились к его прошлому и настоящему. Здесь не было и нет разногласий и нестроений, клир и паства всегда остаются в единении.
И ныне боголюбивый верующий народ с благодарностью и умилением входит под своды этого величественного намоленного собора, устремляясь с благоговением и молитвой к храмовым святыням: чудотворному образу Казанской Божией Матери, раке с многоцелебными мощами святителя Московского Алексия, раке с частицами честных мощей многих угодников Божиих и со священными реликвиями. Здесь же каждый богомолец может молитвенно помянуть своих родных и близких. Радуется пастырское сердце, глядя на разительные перемены, происходящие в людях при посещении ими храма Божия.
Сохраняя верность соборным традициям и чтя память предшественников, мы трудимся над настоящим и с надеждой смотрим в будущее. Поэтому по благословению Святейшего Патриарха Алексия при Богоявленском соборе одной из первых в Москве была организована воскресная школа. Ее учащиеся принимают деятельное участие в приходской и литургической жизни. С 1992 г. при храме существует сестричество для оказания помощи в уходе за тяжелобольными в ГКБ № 6, проявляется и забота об одиноких престарелых людях.
Глядя на преображающийся облик первопрестольного града Москвы, на восстановление порушенных в прошлом святынь, на строительство новых храмов и прежде всего на воссозданный главный храм нашей Церкви — Храм Христа Спасителя, нельзя не удивляться столь очевидным плодам Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия — правящего архиерея Москвы.
Взойдя на Патриарший престол, Его Святейшество уже четырнадцатый год несет нелегкий крест Патриаршего служения, все свои силы и дарования отдавая молитвенному предстоянию перед Богом и созиданию вверенной ему многомиллионной паствы Русской Православной Церкви. Не достанет слов и времени, чтобы сказать подробно обо всех его деяниях, вписанных в церковную летопись последнего десятилетия ушедшего ХХ и начала XXI века. Вся совокупность его Первосвятительских трудов и переживаний в полной мере ведома только Богу.
Его Патриаршими молитвами и трудами да хранит Господь Церковь и первопрестольный град наш от всех врагов, видимых и невидимых, и да утверждается Отечество наше на незыблемых основах православной веры и благочестия.
Господь даровал мне возможность служить Церкви 56 лет, из которых четверть века — в этом святом месте. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» — эти слова пророка и псалмопевца Давида приходят мне на сердце всякий раз, когда я размышляю о днях минувших и нынешних.
Верю, что святые традиции, которые с любовью сохраняются православным народом, будут вечно жить и одухотворять народ. Интенсивная приходская жизнь в Богоявленском кафедральном соборе, каждодневные богослужения, молебны и панихиды, крещение взрослых и детей, венчание молодоженов — живое тому подтверждение и свидетельство о неодолимости вратами ада основанной Христом Спасителем Церкви (Мф. 16, 18), которая воистину есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
|