Московский Пасхальный фестиваль
Московский Пасхальный фестиваль, впервые проведенный в мае 2002 года, за несколько лет завоевал репутацию одного из крупнейших и наиболее авторитетных музыкальных форумов России и Европы. У его истоков стоят мэр Москвы Юрий Лужков и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, художественный руководитель фестиваля. Широкий резонанс, вызванный Первым фестивалем, прошедшим при поддержке Правительства Москвы и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия, определил его дальнейшую судьбу: фестиваль было решено проводить ежегодно. В дальнейшем соучредителем фестиваля выступило Министерство культуры Российской Федерации.
Четвертый Московский Пасхальный фестиваль прошел с 1 по 11 мая 2005 года. Впервые фестиваль вышел за границы Москвы, включив в свою афишу более девяноста мероприятий в девятнадцати российских городах. В этом году программа фестиваля связана с 60-летием Великой Победы. Симфоническая программа была посвящена героической теме в музыкальном наследии Бетховена, Прокофьева, Брамса и Шостаковича.
Кульминацией фестиваля стало исполнение оперы С.Прокофьева «Война и мир» в постановке А.Кончаловского. Спектакль, представленный в Театре Российской армии 8 мая, накануне Дня Победы, стал украшением Пасхального фестиваля. В постановке соединились выдающееся сценографическое решение с незаурядной работой режиссера. Художник Георгий Цыпин выстроил на сцене закругляющуюся макушку земного шара, расчерченную в первом (мирном) действии как паркет бального зала, а во втором — облезшую, обожженную огнем войны. Вряд ли сегодня другой российский театр способен, не прибегая к приглашениям со стороны, подобрать столь ровный и мощный исполнительский состав для оперы, в которой имеется более полусотни персонажей. Олег Балашов (Анатоль Курагин), Михаил Кит (старый граф Ростов, отец Наташи), Анна Нетребко (Наташа Ростова), Владимир Стеблянко (Пьер Безухов) — участники премьеры 2000 года (лишь партию Андрея Болконского исполнил вошедший в спектакль позднее молодой баритон Владимир Мороз) — смогли бы украсить любую сцену мира.
Другое важное событие фестиваля — концерт Объединенного молодежного оркестра стран-участниц Второй мировой войны, созданного специально по случаю празднования 60-летия со Дня Победы. 7 мая этот уникальный коллектив дал концерт в Большом зале Московской Консерватории, а в День Победы, 9 мая, выступил на Поклонной горе с праздничной программой из сочинений русских и западноевропейских классиков. Об этом оркестре сам Гергиев рассказывает следующие: «Это попытка объединить молодых музыкантов России, Украины, Белоруссии, стран Закавказья и Средней Азии, Прибалтики, а также Германии, Франции, Японии и Америки. На этом фестивале мы как потомки людей, прошедших через ужасы Второй мировой войны, должны отдать дань памяти об их подвиге и через музыку выразить свое неприятие всех форм войны. Единственное сражение, которое мы признаем, — сражение за высокое качество нашей музыки. На идею создания такого оркестра многие молодые музыканты откликнулись сразу, и мне об этом говорить очень приятно».
При содействии Московской Патриархии на фестивале была вновь представлена красочная хоровая программа с участием известных коллективов из России, Украины, Грузии и Болгарии. С первого года своего существования Московский Пасхальный фестиваль сохраняет единую структуру своих программ.
В древних стенах Успенского собора Кремля прозвучали грузинские духовные песнопения в исполнении хора «Мдзлевари». Ансамбль был создан 11 лет назад как базовый коллектив известного хора «Рустави». Попасть в ансамбль считается очень престижным, и все его участники прошли жесткий отбор. Коллектив хорошо знают не только по всей Грузии, но и за рубежом. «Секрет грузинского пения, — объясняет руководитель хора Каха Онашвили, — в многоголосье: каждый голос в общем хоре равноценен и каждый развивается отдельно и бесконечно. Сливаясь вместе, они создают ощущение простора и свободы звучания. В этом заключается неповторимая сложная красота».
Традиционно одним из наиболее интересных событий Пасхального фестиваля стал хоровой гала-концерт, который в этом году прошел в Зале Чайковского. Среди выступавших — хор «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко, Брянский академический хор, Владимирский камерный хор «Распев», «Великие голоса Болгарии» и другие известные коллективы.
Фестиваль возрождает интерес самой широкой аудитории к искусству пасхального звона, ежегодно привлекая в Москву в рамках программы «Звонильная неделя» лучших российских звонарей. Руководит этой программой Игорь Коновалов — председатель Общества церковных звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, член правления Российской ассоциации колокольного искусства. 67 храмов Москвы в этом году приняли участие в «Звонильной неделе».
Как сказал Игорь Коновалов, на звоннице Московского Кремля «прозвучали полиелейный и великий праздничный звон, был также воспроизведен древний перезвон XVI века». На кремлевской звоннице установлено 18 колоколов, самый мощный из них — Большой Успенский колокол — весит почти 70 тонн.
Один из красивейших звонов прозвучал с колокольни Новодевичьего монастыря. «Мне было интересно попробовать звоны именно на больших колоколах Новодевичьего монастыря, — говорит Оксана Никитина, старший звонарь Феодоровского кафедрального собора города Ярославля. — Звон на пасхальной неделе — это особый звон. Чувствуешь Пасху в душе!»
5 мая в рамках благотворительной программы оркестр Мариинского театра выступил в МГУ. В Московском университете к приезду Валерия Гергиева готовились с особым тщанием. Билеты на концерт мог получить любой желающий, преподаватели отпускали студентов с занятий с радостью, в цветочном салоне букеты шли нарасхват. Для маэстро составили сразу несколько, из лучших голландских роз.
Валерий Гергиев выступает в МГУ уже третий раз. «Спрашивать, почему в МГУ, это то же, что спросить, зачем нужен Маринский театр, — говорит режиссер. — Во-первых, мы дружим, а во-вторых, это символ России. Мы общаемся. Мы умеем музицировать, а более благодарной публики нам не найти».
Программа концерта в МГУ была составлена с особой щедростью к слушателям. Знаменитая сюита Прокофьева «1941», написанная композитором в июле 41-го года, чувственная Третья симфония Рахманинова и три пожалуй лучших арии из когда-либо написанных для баса-баритона — из опер Рахманинова, Глинки и Римского-Корсакова. Их исполнил Ильдар Абдразаков.
В течение Пасхальной недели участники фестиваля дали благотворительные концерты в городских больницах, реабилитационных центрах, Домах ветеранов, детских музыкальных школах и вузах.
На фото: хор «Древнерусский распев»; Брянский академический хор.
|