Чудо прославления
Документы и воспоминания, собранные в книге “Преподобный Серафим, Царь и народ. Чудо прославления”, дают читателю возможность приобщиться к духовным ощущениям тех, кто в 1903 году участвовал в торжествах прославления великого угодника Божия Серафима.
Читая собранные в этой книге воспоминания и описания (в основном они принадлежат вполне “рядовым” участникам торжеств, но все эти воспоминания талантливы, искренни, исполнены горячего чувства), мы не можем не видеть того, что было сокрыто от участников тех событий и что открывается в перспективе всего ХХ века.
Не просто царь поклонился преподобному, но Царь-страстотерпец. И рядом с Царственными страстотерпцами — будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна со своим мужем, великим князем Сергеем Александровичем.
Пояснения высоким особам дает архимандрит Серафим (Чичагов), автор “Дивеевской летописи”, главный инициатор прославления преподобного Серафима — также священномученик. И священномученик же Философ Орнатский говорит проповеди, западающие всем в душу и память (его “Саровские поучения” также вошли в сборник).
Реально, физически, в великом торжестве сошлась Святая Русь, тот “полк Божественный”, которому мы молимся, прославленные Церковью святые — и не прославленные еще, и не счесть, сколько их, уже вписанных в наши святцы, было тогда, в 1903 году, в Сарове. Ничего этого не знали сами сошедшиеся — не знали, но и таинственно предчувствовали, прозревали, “как сквозь тусклое стекло”, внутренним оком: это показывают фрагменты воспоминаний.
Вот что пишет протоиерей Петр Смирнов: “Столь живого и тесного соединения русских людей в ограде церковной давно не видано было, и так напоминает оно наше старое доброе время, когда собиралась и собралась наконец святая Русь под единую власть Царя православного, когда в ограде Церкви все чувствовали себя, как в дому Отца Небесного, когда не было этого печального разделения между народом и высшими слоями общества, как бы оторвавшимися от народа и плывущими своей особой ладьей...”
Вот еще отзвуки этих впечатлений: “В Саров, к этому тихому пристанищу, должны идти все усталые и измученные “люди века”, все мятущиеся душою, оторвавшиеся от церковной почвы, и сияющий тихим светом, смиренно всех жалеющий преподобный Серафим исцелит их душу, как исцеляет он больное тело свято верующего в него простого народа”.
“Замечательно, в Дивееве все полно, все дышит памятью о преподобном Серафиме. И если в Сарове, видимо почивая, преподобный Серафим пребывает как бы телом своим, здесь, в Дивееве, — его дух — и это во всем и везде. “Батюшка... Батюшка...” — постоянно слышится здесь. В этих словах — сила, жизнь и все упование обители”.
Составители книги надеются, что участники нынешних Серафимовских торжеств, читая воспоминания о событиях 1903 года, смогут соединить свои сегодняшние впечатления с восприятием наших предшественников. И благодаря этому увидеть в подлинном свете и в полноте огромный мир народного почитания преподобного Серафима.
|